Пансионата Оловянникова больше нет.
Не правда ли, отличный заголовок для мрачного репортажа про мрак и мерзость запустения, царящие сейчас там, где когда-то было курортное учреждение.
Пансионата имени Оловянникова действительно больше нет. Eсть муниципальное учреждение — лечебно-реабилитационный центр. Eсть — это, конечно, , .громко сказано. Пока этот центр — всего лишь юридическое лицо. Нет самого главного — пациентов. Но ремонт уже идет.
Это — настоящее.
Теперь — о прошлом. Пансионат имени Оловянникова, созданный в 1921 году, раньше числился профсоюзной собственностью. Когда профсоюзы начали беднеть — года с 1989 -стал хиреть и пансионат, А в 1994 году финансирование прекратилось совсем, В январе 1995 учреждение, вместе с 400 миллионами долга, было передано городскому комитету здравоохранения. В каком виде — это многие тюменцы знают, даже те, кто и мимо не проезжал. Слухом земля полнится — пансионата больше нет, кругом разруха. Нужно сказать, что и мы с фотокорреспондентом ехали сюда затем, чтобы узнать, отчего разруха и когда она кончится.
Тут-то самое время рассказать о будущем. Рассказ — со слов Николая Комарова, главного врача лечебно-реабилитационного центра, который к концу этого года должен принять первых 60 пациентов
Задумано замечательно. Привозит «скорая» во вторую городскую больницу человека, например, с острой пневмонией. Через три-четыре дня болезнь «уже не особенно острая». Но выписывать рано. И оставшуюся неделю-другую пациент проводит не в в шести-восьмимест-ной больничной палате, а за городом, в комнате со всего одним соседом, дыша свежим воздухом и общаясь с родственниками сколько душе угодно, (Догадались, где это «за городом»?)
Можно сказать, что подобная система — почти общемировая практика. И не столько радует то, что и у нас теперь все будет, как в Eвропе, а то, что для всех, и даже не за рубли, а по страховому полису. Все-таки мы живем в обществе равных возможностей стать жертвой автокатастрофы, обвариться кипятком или заработать пневмонию. Центр планирует сотрудничество со второй городской, где 80 процентов оказываемой помощи — неотложка
И — опять о настоящем. О ремонте. Только на восстановление главного корпуса уже затрачено 300 миллионов. Менять пришлось все. Крыша в столовой обвалиться была готова — починили. Дом Колокольникова- красивый, потолки высокие — потенциальное лечебное отделение -пока на очереди. Не на все хватает денег, но дело движется. И близка к осуществлению хрустальная мечта поколений главных врачей — подключиться к городской отопительной системе.
И не только о ремонте.
Озеро, в котором когда-то водились карпы, сейчас заросло. Почистить — это одно. Нужно еще сделать так, чтобы в него не текли учхозовские стоки. На озере теперь утки, и значительная часть имеющегося пока персонала охраняет их от окрестных «браконьеров», Главврач продемонстрировал нам собственноручно отобранную рогатку, За территорией тоже нужно ухаживать, и тут не один лесничий нужен, Eсть реликтовая черемуха, несколько деревьев, — такой нет до самого Дальнего Востока. В декабре последний раз видели белок. Как только люди появятся, белки, наверное, вернутся — только бы все получилось, как задумано. И быстрей бы.
P.S. О деньги, которых не хватает! Именно от их наличия зависит, когда все мечты окончательно сбудутся. Деньги — бюджетные. А здравоохранение, как утверждают врачи, финансируется на 60 процентов от требуемого.
Но те суммы, которые будут вложены в переоснащение бывшего пансионата, вернутся. Потому что один день, проведенный пациентом в реабилитационном центре, обходится гораздо дешевле, чем в больнице.
***
фото: Главный врач Николай Комаров;Главный врач Николай Комаров; Дом Колокольникова;Идет ремонт в пищеблоке.