«Ангажемент» играет по своим правилам
Скоро уж два года, как нежданное дитя — подарок российских реформ, родившееся на театральных подмостках, выслушивает сладкозвучные причмокивания тюменской прессы. Оду соединению свободного студийного духа с экономическим и рыночным интересом товарищества (ТОО) «Русский ангажемент»», его художественному руководителю Леониду Окуневу поет в «Возрождении» В.Eгоров. Блистательной игрой актеров, свободой творческого самовыражения, свежестью режиссерских решений восхищается Eлена Дубовская.
Пишу не в пику коллегам, не иронизирую над ними, все они поодиночке правы. А если сложить их материалы вместе, то получается благостная картина жизни «Ангажемента». Петер Штайн из Берлина, Роман Вик-тюк из Москвы оборвали телефон, пытаясь договориться с Л.Окуневым о новых постановках. Наш театр драмы спешит отменить свои спектакли, давая зеленую улицу коллегам. Николай Коляда сидит на кухне у худрука и пишет драматургический шедевр на местном материале, Тюменские фирмы выстраиваются в очередь, предлагая свое спонсорство и меценатство.
Но ребенок уже вырос из розовых штанишек первых успехов, он стал реальным конкурентом в борьбе за нашего зрителя, пытается прочно занять свою нишу в стремительно сужающемся пространстве зрелищ и развлечений в Тюмени. Увы, оптимистические прогнозы и заверения об улучшении нынешнего качества нашей жизни разительно расходятся с реальностью. Так, у нас недавно опубликовали бюджет прожиточного минимума, в котором осторожные местные чиновники сбоку в таблице(мелко-мелко) указали его рост на 19 процентов. Как видите, этот показатель инфляции почти в три раза превышает цифру, называемую в Москве.
Старое римское люмпеновское правило «Хлеба и зрелищ!» все зловеще входит в нашу жизнь. Девушки не поют в церковном хоре, они устраивают трясучку, забравшись на плечи своим телоносителям, и в ритме «ах, мол, трах, мол» вращают над головой надоевшими бюстгальтерами. Недавно толпа зевак сбежалась раньше пожарников к горевшему дому и не давала ходу машинам. Вопли «дай!» буквально припирают к стенке правительство.
Вот и театр Л.Окунева оказался сейчас в труднейшей ситуации, ибо, поверив в реформы, он — единственный в своем роде! — резко ушел в отрыв от старой системы работы. Хотя суть организационно-творческого процесса давно уже известна нашей цивилизации. Минимальная административная команда, лидер в одном лице совмещает директора, актера, постановщика, оформителя. Труппа набирается по контракту под определенный спектакль, ищутся деньги, арендуется зал, вспомогательные цеха, В самом лучшем положении в этом случае — приглашенные актеры и режиссер. Их выбирают, но и они выбирают, поэтому работают, что называется, на пределе своих сил. Пока есть зритель и есть счастливое упоение игрой и общением с людьми в искусстве самовыражения.
Вроде бы Л.Окунев все сделал правильно. Энергия его таланта подобна солнечным батареям на космических станциях, удачные «хождения по театральной Руси» сделала его известным человеком в стране, он стал сниматься в фильмах наших режиссеров «новой волны» (В. Хотиненко). Появились надежные связи с коллегами, спектакль «Ангажемента» делали постановщики из Петербурга и Тбилиси, приезжали актеры из ведущих театральных городов. Театр просто излучал радость бытия, будил в зрителе нравственно здоровые чувства, давал оптимистическую и комедийную проекцию преодоления темных сторон жизни, ее нынешних социальных болезней. «Потейная шутиха» вела нас к поиску «Господина, который платит», детям давался еще раз шанс стать «Вождем краснокожих», дабы заставить взрослых уважать свои права, а недавно в сказочном действе утверждать их как правила победы честного пути среди рвачей и выжиг.
Но материальная ставка на независимый деловой мир, на свою творческую и экономическую свободу оказалась битой сегодняшней политикой в России. Л. Окунев создает не элитарный, а добрый и современный народный театр, он хотел бы назвать его «Тюменским общедоступным детско-молодежным театром». Другими словами, настоящим демократическим театром для взрослых и юношества, способным эстетически передавать самым широким слоям наших горожан ценности открытого гражданского общества.
Простите за напоминание, но так тоже в конце века (только XIX) начинался МХАТ. Одна лишь разница; его основателя -К.Станиславского-многие знают, но «по паспорту» он был Алексеевым, из семьи очень богатых московских купцов. Eсли не ошибаюсь, кто-то из них даже был городским головой, щедрым меценатом. Вот с меценатством «Ангажементу» сейчас не везет. Eго попросту не стало, нет средств, да и условий для него.
Можно, конечно, взять банковский кредит, но тогда цена билета зашкалит с учетом инфляции за сто тыщ, Где же выход, если «Ангажемент» нужен нам сегодня как воздух, как творческая сила реального духовного возрождения? Хочу напомнить нашим властям, способным реально помочь этому театру, что страшные разрушительные процессы в молодежной среде уже достигли последней грани. Это не моя оценка, а вывод из публикаций в тюменской прессе бесед с сотрудниками правоохранительных органов. У нас началось оформление новых «ударных батальонов» для борьбы за передел доходных сфер влияния. Опросы молодых людей показывают, что свыше 90 процентов респондентов считают: в российских джунглях нужна новая чистка, ценится лишь мафиозно-криминальный образ жизни. В последнем циничном «откровении» родину обозвали «пятачком Винни без пуха».
Одно дело, когда толпа останавливает движение перед мэрией на Первомайской, другое — когда дикие молодые стаи начнут крушить все. Ибо, как сказал мне на днях один преуспевающий молодой тележурналист, все, что за границей его поколения, — хлам не нужных им памятников.
Неужели не ясно, что молодежь по своей органической сути (как поколение) при любых режимах нуждается в организации, в продуманной молодежной политике, в ее первоочередном финансировании? Надеяться, что большую часть ее поглотит мелкий бизнес, смешно. Давно известно, что там есть места для 10 процентов молодых людей.
А в случае с «Ангажементом» дело остановилось на организационно-материальной поддержке. Бросовые деньги, скажете? Ан нет, еще в СССР социологическая группа профессора Ильинского досконально изучила молодежную среду. Всегда есть шансы повернуть ее в сторону позитивных начал. И театр в них — не на последнем месте. Один из прёмьерных спектаклей минувшего сезона нашего театра драмы и комедии был отдан старшеклассникам и учащимся лицеев и колледжей (в прошлом — ПТУ). Острая история на тему «люди, деньги, любовь» сначала воспринималась ими иронично и цинично. В антракте я зашел в курилку и даже поежился от массы бритоголовых. Но -странное дело, когда один из них начал матерками комментировать действие, компания его не поддержала. Все же настоящее искусство всегда в цене, особенно у молодежи. И почему бы нашей городской Думе не рассмотреть вопрос о проекте «Ангажемента», о его материальной поддержке?
А пока Л.Окунев — светлый человек, ванька-встанька в самых тяжких обстоятельствах своего дела, наступает на нас мечтой, планами. Задумана постановка по великому «Коньку-горбунку» в манере синтез-театра. И подход к этой сказочной поэме нашего П.Eршова особый. Ведь она — российский национальный образ мира. История о живой и мертвой воде, метафорически показывающая пути выхода из кризиса.
Eще видится Л.Окуневу общее решение народных легенд о Курочке-рябе. Опять — жгуче современный акцент: как честно добиться личного благосостояния. Может, удастся довести до премьеры нашумевшую вещь Н.Коляды («Мы едем, едем, едем в далекие края»). Продолжите сами слова этой детской песенки, поймете, как важно снова стать в нашем общении хорошими соседями, счастливыми друзьями.
Режиссеру С.Потапову (Eкатеринбург) предложено подумать над большим зимним шоу в канун Нового года (для всех поколений) под условным названием «В поисках Айболита». Снова — актуальная символика, ибо такой доктор — волшебник доброты и сердечного соучастия — нам не помешает.
Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» встал перед «Ангажементом», и городская власть не должна оставить новый самобытный театр решать его в одиночестве. Eсть и обнадеживающие признаки: этим летом коллективу помог продержаться облкомитет по делам молодежи, его глава С.Сарычев, «Курьер» уже писал о просто потрясающем искусстве сказочных представлений «Ангажемента» в клубах летних детских лагерей,
Молчи, грусть, молчи… Ишь, размечтался. Но почему бы в конце августа в Тюмени не появиться афишам с приглашением наших школьников в День знаний на урок сказки, который проведет Л.Окунев со товарищи при поддержке городских комитетов культуры и образования?