Не «Олимпик», но…
Выйти на международную футбольную арену в качестве владельца знаменитого «Олимпика» из Марселя ему так и не удалось. Но от своей цели футболист и бизнесмен из Азербайджана Марат Манафов не отказывается. Только путь в Eвропу он те-перьизбрал иной — более долгий, зато куда менее дорогостоящий и авантюрный.
Мы уже рассказывали невероятную историю азербайджанца, живущего в Словакии и утверждавшего, что он приобрел у французского магната Бернара Тапи марсельский «Олимпик» («Планета Спорт», ноябрь 1994 и январь 1995), Упоминалось и о другой команде, которую он действительно приобрел и нарек своим именем — в основном чтобы было где самому играть в футбол, Но «Марат» из Пиештян оказался не просто забавой: на днях стартует очередное первенство страны, и клуб из словацкого курортного городка дебютирует уже в первой лиге.
Поздравляя владельца и форварда команды с этим достижением, я рассчитывал воспользоваться поводом, чтобы вернуться к разговору о той несостоявшейся «сделке века». Я застал его в момент телефонного разговора с тренером киевских динамовцев Михаилом Команом, «В бывшем Союзе осталось много друзей в футбольных кругах, -пояснил, повесив трубку, Марат, — Коман вот интересуется, нельзя ли провести на моей базе сборы «Динамо», О том же просят бакинский «Нефтчи», сборная Азербайджана. Отдыхали у меня не так давно московские армейцы, сейчас гостит клуб из Пуэрто-Рико, Условия в Пиештянах прекрасные — почему бы, думаю, не создать здесь футбольно-курортный центр?»
«А заодно найти хороших спарринг-партнеров для своей команды», — мысленно добавил я, Тренирует «Марата» Руслан Абдул-лаев, земляк и бывший наставник Манафова. На мой вопрос, не скучно ли ему здесь после работы с «Нефтчи» и олимпийской сборной СССР, Руслан ответил: «Пришлось заставить себя забыть, что это вторая словацкая лига, Просто передо мной стояла задача, и я ее выполнил». Абдул-лаев признался, что работает без контракта, на чисто джентльменском соглашении.
— Контракт у тебя, считай, до тех пор, пока не выйдешь в европейские кубки, — возразил Манафов. И, обращаясь ко мне, продолжал. — Не все, конечно, зависит от Руслана. Нет денег — не будет хорошей команды, это знают все, Честно говоря, в последнее время дела у меня шли не лучшим образом, но это позади.
Сейчас вот собираемся приобрести двух легионеров из Тюмени.
— Говорят, ты платишь игрокам большие деньги?
— Да нет, зарплата у ребят такая же, как в первой лиге, плюс премиальные за выигранные матчи. Содержать команду очень дорого, а весь сбор от продажи билетов мы отдаем на поддержку детских команд города. Так что «Марат» содержу только на личные средства
— Которых не хватило на «Олимпик»? — этим вопросом я терроризировал его уже несколько месяцев. И наконец услышал ответ:
— Не хотелось возвращаться к этой теме: ведь Франция — одна из стран, с которыми я связан в бизнесе. Eсли помните, мой контракт с Тапи был признан действительным, Почему я не стал добиваться своего? Во-первых, выяснилось, что у марсельского клуба долгов на 370 миллионов франков, Потом вскрылось, что Тапи взял свыше миллиарда франков у банка «Креди Лионнэ», заложил там клуб, Но дело даже не в этом, В нашей последней беседе я услышал от Тапи: «Марат, проблема не в том, что «Олимпик» кому-то должен, Таких клубов полно, и никто свой нос в их дела не сует», Eсли верить Тапи, тут замешана политика: он ведь считался одним из потенциальных кандидатов в президенты Франции. Раскрутив дело о подкупе «Олимпиком» игроков «Валансьенна», его противники тем самым хотели поставить крест на его политической карьере. «Они ударили по самому больному и самому сильному месту — «Олимпику», — сказал мне тогда Тапи. И я подумал: а что произойдет, если в разгар всей этой истории, да еще в такой консервативной стране, как Франция, я, иностранец, вдруг заявлюсь качать права?
— Но почему Тапи все же решил продать клуб, свою опору?
-Чтобы клуб играл, нужны деньги — банкротов к играм в чемпионате не допускают, А у Тапи в тот момент счета были арестованы. Нужен был кто-то, кто сделал бы необходимые финансовые вливания и тем самым спас бы и клуб, и самого Тапи. Ведь их все равно разделить невозможно, всю эту хитрость я скоро понял. Бернар сказал мне: «Я пойду в политику, я один из шести кандидатов в президенты страны. Ты поможешь мне и станешь президентом клуба, а я буду и дальше его поддерживать».
История с Тапи и «Олимпиком» для Марата закрыта. Остается довольствоваться синицей в руке. Что ж, создать команду, которая еще два года назад числилась в дворовых, а теперь мечтает сыграть в европейских кубках, — тоже неплохо.
Г. Братислава