Трудно быть богом
Eще не время искать подходящие эпитеты к его фамилии. Будет жива Россия, будем живы мы — отдадим дань благодарности за все, что сделал для нас Аркадий Натанович Стругацкий. 28 августа ему было бы 70 лет. Но он умер в 1991-м…
Он пришел в мир из будущего, словно по воле провидения показать многим, что такое гармонично развитый человек в технотронном обществе, которого у нас еще нет. В роще платоновской академии он был бы первым учеником, а в 50-е годы в СССР он стал писателем- фантастом. Ведь фантастика тогда была одной из немногих ниш, где мог творить думающий человек энциклопедического плана, знающий, как разумно и красиво устроить нашу жизнь.
Не буду перечислять его книги, созданные в соавторстве с младшим братом, Борисом. Кратко обскажу биографию, которая тоже уникальна. Родился в Батуми (1925), жил в Ленинграде. Родители: искусствовед и учительница. В блокаду строил укрепления, работал в гранатной мастерской. Вянваре42- го эвакуировался из Ленинграда, чудом выжил (один из вагона). В Вологде похоронил отца. В армии-с 43-го года. Курсант Актюбинского артучилища, потом вызов п Москву, в Военный институт ин. языков. Ciал переводчиком с английского и японского.
Демобилизовался в 1955 г., уехал в Москву с Дальнего Востока. Конечно же, дебютировал повестью на японскую тему («Пепел Бикини» в соавторстве с Л, Петровым). Первые рассказы уже братьев Стругацких напечатаны в 1958 г.(«Извне», «Спонтанный рефлекс»). К началу 90-х гг. вышло 25 романов и повестей.
В самые темные годы постсталинизма сумел пробить сборники зарубежной фантастики, в которые включил лучшие имена, произведения свободных духом людей, расшатывавших наши догматические клетки (особенно сборник «31 июня»). Поддерживал С.Гансовского, еще одного нашего фантаста. Работал редактором, но в середине 60-х годов кончилась оттепель, режим не мог терпеть неформальной славы братьев-лидеров того советского движения интеллектуалов. Редакция фантастики и в «Молодой гвардии», и в «Детгизе» была разогнана. Пришлось уйти на чисто писательские хлеба.
А. Стругацкий много занимался переводами. Так мы узнали книги К. Абэ, Э.Нортон, А. Азимова, X. Клемента… После 1985 года все стало на свои места, но писатель не бросился по примеру коллег в политические игры и приключения. Он опять впереди многих, но уже как пророк и социальный философ. Рождаются книги-предупреждения о «хищных вещах века», исследуется природа фашизма («Град обреченный»). Предупреждением о духовном кризисе молодежи как реакции на потребительское общество, масс-медиа стала повесть «Отягощенные злом». Это и есть духовное завещание А.Стругацкого, его волшебный фонарь-подарок нам всем, чтобы найти дорогу настоящей свободы.