X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Волшебный фонарь подает

В отставку?

После войны, в начале 50-х, в той нашей стране отрапортовали «самому» об успешном выполнении программы строительства кинотеатров серии «Победа» в каждом более-менее значительном городе. Старожилы, наверное, помнят эти массивные подделки под античные храмы, на фронтоне которых красовался барельеф ордена Победы.

Отбросим минусы и парадную фальшь эпохи. Этим кинотеатрам присвоили особый разряд, и они были желанным «местом встречи, которое изменить нельзя». В специальных фойе выступали до сеансов эстрадные оркестры, практически джазовые. На всю жизнь теперь со мной прекрасный май Д. Покрасса, утесовские вещи, латиноамериканский огонь фокстрота…

Рядом была небольшая сцена, где выступали артисты «легких жанров», иногда за «Победой» разбивали сад с летней танцевальной площадкой, не был забыт и буфет с непременными ситро, мороженым, «Рижским» и «Жигулевским»…

Но советская эра кинозрелища как клуба, места для свиданий и деловых (без огласки!) встреч закончилась к началу 70-х гг. Началось серийное строительство бетонных мастодонтов-сараев, кино все более становилось придатком к доходам от водки и вина, все меньше в нем оставалось клубного тепла прежних времен, Кино достаточно нервно и неожиданно прожило на этом свете сто лет, переболело массой удивительных болезней, оно капризничало и требовало от «родителей» все больше внимания и новых аксессуаров, технических новинок, актерских и режиссерских трансформаций, все более дорожавшей аппаратуры. И в конечном итоге человечество всегда шло навстречу своему избалованному «enfant terrible» (с французского: ужасное дитя) чуду, ибо, раз появившись на свет, оно тут же поместилось в центре нашего мироздания, нахально потеснив остальные искусства и зрелища, а его соседство в графах бюджетных доходов со спиртным игриво намекает на общечеловеческий характер получаемого удовольствия гигантскими массами людей. Кино давно стало «целлулоидной ООН» для миллионов, послом мира и войны, верным и надежным свидетелем влюбленных парочек. Оно никогда не умрет, ибо обладает волшебным эликсиром бессмертия. Последняя новинка -появление в Eвропе и Штатах интерактивного кино. Люди снова возвращаются в кинотеатры, ибо симбиоз нескольких фильмокопий с компьютером, возможность самому зрителю сесть за пульт, вмешаться в сюжет, быть одновременно сценаристом, режиссером, оператором и актером позволяет нам творить свои версии старых и новых картин.

Да, то наше тоталитарное кино ушло в историю, в тень, но мы в России очень любим крайности. До интерактивного зрелища нам еще далеко, социальная и экономическая ситуации не позволяют. Да и тот омерзительный лик хапужных интересов, буквально заразивший общество от мала до велика, пока очень далек от этических и эстетических критериев индивида, способного сыграть в подобной постановке, В год столетнего юбилея российское кино сильно облажалось. Село всем корпусом на рифы перемен. Пишут и говорят о немыслимой дороговизне съемок, о видеопиратах и «нехорошем зрителе», убежавшем из кинозалов к телевизору и видеомагнитофонам, о плохом отношении госструктур к факельщикам перестройки, И тут не грех возвратиться к идее кинотеатра-клуба 50-х годов. Конечно же, в обновленном виде, А что сейчас в Тюмени? Да что говорить, на зрителя смотрят, как на того, кто купит билет, быстренько займет место в затхлом зале и уйдет. Не до культуры обслуживания, тем более не до клубных форм.

Да и наши кинодеятели до того заполитизировались, разыгрались на чернушно-порнушных ристалищах, что позабыли о гуманистической сути своего искусства. Не буду цитировать наших классиков. С. Эйзенштейна объявили «талантливым агитатором Сталина», А. Тарковского-сына начинают подзабывать… Ладно, приведу слова великого режиссера XX века Акиры Куросавы: «Да и люди стали совсем другими… Раньше в группу собирались те, кто хотел поработать от души и кто любил киноискусство, а теперь… в сознании многих главное место занимают заработки… Я часто задумываюсь в своих фильмах над тем, почему люди не стараются быть счастливыми, а наоборот, как будто нарочно стремятся к несчастью».

Кстати, идею клубного общения тюменцев с помощью кино пытался реализовать в январе 94-го наш предприниматель В. Зуев. Eго фирма была продюсером триллера «Темные воды», и презентация этого фильма стала далеко не ординарным событием городской культурной жизни. Получилось очень демократичное и многополезное общение самых широких кругов наших любителей и деятелей культуры, деловых людей. Но удовольствие для фирмы слишком дорогое. Почин подхватили рекламные агентства, но круг приглашенных сузили. А элитарный клуб и клуб открытий — вещи разные.

Пока еще жив у нас киноклуб, «крутится» его лидер А. Eфимов. Думаю, что и он не против более комфортных и уютных форм своих встреч. Но опять все упирается в деньги и старые привычки прокатчиков. Ну попробуйте хотя бы раз провести киноклуб по полной программе; общение, музыка, фуршет, игры, дискуссии, приглашенные звезды. Соберите деньги за идею заранее. Для старшеклассников есть просто замечательное место — бывший Дворец пионеров, все условия для отдыха и общения с фильмом и вокруг.

Смутное время, видимо, поставило крест на тюменских кинолюбителях, стабильно получавших призы на всесоюзных фестивалях. Пока держится наше телевидение, снимает документальные ленты, неплох был игровой видеофильм ко Дню Победы.

А пока… Пока на празднике 100-летия кино мы будем лишь потребителями. Хотя новые власти и наприглашали кучу творческих лиц из центров, объявили заманчивую программу.

И пойдем, и посмотрим, и поаплодируем. Отметимся в календаре юбилейных дат. И быстренько вернемся к телевизорам и видеомагам. Для работы души, собственного сотворчества с киномиром Тюмени еще расти и расти.

Пусть настоящие киноманы не обижаются, не о них речь. Речь о тех, кто разучился задавать духовные вопросы себе и миру и искать ответы в диалоге с кинофильмом. Социологический анализ интересов наших молодых тюменцев в сфере кино, проведенный С. Молоковым, вопиет о беде. «Кина не будет, кинщик заболел», — поюморил кто-то из отвечавших на анкету. А откуда ему взяться, если приказали долго жить последние кинофакультативы в учебных заведениях?

Сам свидетель; весной был приглашен на семейное торжество к знакомым с широкими культурными интересами. До застолья смотрели по видику рязановскую «Иронию судьбы». На смех вышел юный отрок-девятиклассник. Но даже герой Яковлева в шубе в ванной комнате под душем его не увлек… Нет, тут дело не только в разнице интересов отцов и детей. Дело, скорей всего, в духовной инфляции нашего общества, которая напрямую связана с финансовой. И бороться с ними надо одновременно. Но пока не получается, вот такое у нас «кино».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта