Тяжба между наукой и культурой
Страсти разгорелись из-за бывшего политпросвета. Столкнулись интересы юридического факультета университета и музея изобразительных искусств, смею сказать, одинаково нужных городу и области. Вернее, их столкнули. Здесь нет правых и виноватых — здесь есть обиженные сегодня и страдающие давно. Впрочем, справедливым будет выслушать обе стороны.
Присутствовать на собрании юридического было настоящим удовольствием: в жизни не слышала таких аргументированных и, прошу пардону, грамотных речей!
Для юрфака решение Леонида Рокецкого о передаче его аудиторий музею было полной неожиданностью. Так как других площадей в университете нет и юрфаку деваться некуда, то преподаватели расценили это решение как посягательство на само его существование. Факультет уже лишился большого зала для поточных лекций — его занимает музей, перевозя туда экспонаты из выставочного зала на Севастопольской, откуда его тоже выставили и куда срочно въезжает международная ярмарка.
С 1 сентября собирались начать занятия 670 студентов дневного отделения, в том числе 250 первокурсников. Большой набор на первый курс был запланирован в расчете на два верхних этажа, их все еще занимает школа N 21. Пока ее переселение отложено до ноября, а что будет на самом деле — предвидеть трудно.
Ректор Геннадий Куцев заметил, что этот факультет вместе с финансовым и романо-германской филологии «кормят весь университет» — видимо, в этом еще одна пружина такого разрастания факультета.
Выступление Геннадия Куцева состояло из двух частей, одна другой эмоциональней. В первой он пожурил преподавателей за претензии, разъяснив, какие факультеты какую зарплату получают и кто сколько квартир получит в скором времени -на фоне других юрфак действительно «выглядит» (мы ни в коей мере не собираемся считать чужие деньги). Затем ректор обрушился на областную администрацию. «Мы решаем проблемы области, а за июль-август не получили ни рубля, в том числе и на подготовку к новому учебному году», — сказал Геннадий Филиппович и напомнил, что факультет открыл ускоренное отделение для администраторов области. Хотя тут же последовал выпад в сторону размножающихся чиновников и против гостиницы, неизвестно для чего построенной напротив, а заодно и против музея-соперника, который открыли якобы во время разгула демократии…
Куцев предложил воздействовать на «провинившуюся» администрацию, закрыв специальность «государственное и муниципальное управление», кафедру, на которой проходят обучение главы администраций, и, самое суровое, — отзыв рекомендаций, в свое время данных Рокецкому, когда он баллотировался в депутаты Совета Федерации.
Геннадий Куцев не исключил проведение митингов, акций протеста, перенос занятий на более позднее время и другие меры «вытрясания справедливости», однако внес и конкретные предложения по организации учебного процесса на факультете. В частности, к услугам юристов — освобождающийся старый корпус университета по улице Семакова. При этом ректор сравнил те условия, в которых работает химический факультет, — худшие, чем на юрфаке. Словом, черт выселения хоть и страшен, но выход может быть найден.
Музей изобразительных искусств существует в Тюмени совсем не со времен «разгула демократии» — через два года он отметит свое сорокалетие. У его истоков стоял Eвгений Кроллау — выпускник Академии художеств, прибывший в Тюмень по распределению и в прямом смысле уговоривший многих ведущих коллекционеров страны передать новому музею часть своих сокровищ.
Тогда были заложены основы нынешней уникальной коллекции русского искусства, наиболее полной в Сибири. Тогда началось создание богатейшей коллекции западноевропейского искусства, основу которой составили произведения из Эрмитажа и музея имени Пушкина. Русская коллекция не экспонируется — хранилище заражено грибком. Наши сокровища могут погибнуть. Сейчас усилиями научных работников музея созданы новая коллекция традиционного северного искусства, коллекции тюменских ковров (эти ковры писал Суриков), тобольской резной кости — по полноте единственная в России. В музее — уникальная библиотека по искусству, которую постепенно уничтожают грибок и сырость. Научные работники музея — участники всех научных конференций и семинаров страны, авторы интереснейших работ.
Сколько существует музей, столько он воюет за место под солнцем. В проекте здания политпросвета первый этаж, с его высокими потолками, с анфиладной системой комнат, с лекционным залом, как раз и предусматривался для музея. Не получилось…
К слову, сам Кроллау уехал из Тюмени, не дождавшись улучшения условий для картинной галереи. Но и сегодня он, крупнейший в стране авторитет, не порвал связи со своим детищем и подготовил планы новых экспозиций в будущем расширенном музее.
В 1991 году просьбам музейщиков и культурной общественности внял тогдашний глава администрации области Юрий Шафраник. В его распоряжении записано: «В течение 1992-93 г. решить вопрос о размещении юридического факультета университета с последующей передачей бывшего обществен но-политического центра музею изобразительных искусств».
Музей не оставил своих стремлений занять подобающее место в структуре города. Существует заключение комиссии министерства культуры России, в котором высоко оцениваются не только сама коллекция музея (больше 10.000 экспонатов) и работа коллектива, но и выражается тревога: «ни одно из зданий, в которых находятся фонды, выставки и постоянная экспозиция, не отвечают элементарным требованиям хранения национальных культурных ценностей… Нарушены все условия музейного хранения, пожарной и иной безопасности помещений».
Eще несколько добрых слов в адрес небольшого коллектива энтузиастов изобразительного искусства. Это они познакомили с коллекциями жителей Тюменского Севера. Это они открыли музеи в Ноябрьске, Надыме, Новом Уренгое, передав им часть фондов. Им никто и никогда не обещал «прекрасных условий» (об этом часто вспоминалось на собрании-митинге юридического факультета) и все-таки они работают здесь десятилетиями, сохраняя поистине благородную привязанность к своему делу. Иногда кажется — совершенно безнадежному.
Областная администрация поставлена перед необходимостью выбирать между двумя важнейшими для города направлениями: культурой и наукой.
Конечно, лучшим решением было бы строительство для музея собственного специального здания. Однако едва ли можно на это надеяться в ближайшие годы.
Скажем прямо: силы не равны. Eсли в более благополучном существовании юридического факультета заинтересованы и администрация, и коммерческие структуры, и, наконец, папаши-мамаши, то мало найдется людей, способных даже чисто материально прийти на помощь музею. С другой стороны, мы этого никогда и не дождемся, если не будем взращивать культуру, — меценаты не вырастут на одном лишь хлебе науки. И наконец, если Тюмень с ее богатейшими художественными фондами остается единственным в Сибири городом, +не имеющим достойного музея изобразительных искусств, разве это не задевает самолюбие нашей интеллигенции, в том числе и научной? И разве это не обедняет всех, в том числе и студентов?
Пока готовился материал, поступила дополнительная информация: на срочном заседании у Юрия Конева, заместителя главы администрации области (Рокецкий в отпуске до 6 сентября), решено предложить музею освободить актовый зал — для чтения поточных лекций на юрфаке.
А коллекции из выставочного — на улицу?
***
фото: На снимках: на собрании юридического факультета: «Нам столько обещали»; Геннадий Куцев: «Мы обратимся в НДР»; декан Освальд Клоц: «Я уже судился из-за этого здания».