X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

И тогда, пересилим волнение, он сам себе сказал: огонь!

Четыре древние стихии — огонь и вода, воздух и твердь земная — клубясь и взрываясь, сверкая и гремя, наступают на художника и часто уступают ему, покоренные красотой и духовной энергией человеческого творения. Что человек перед этими титанами планеты, чье легкое движение способно оборвать его жизнь? Но он способен отыскать божественный родник вдохновения и подчинить себе титанов, встать с ними вровень — в книге, машине, картине и спортивном рекорде.

Извечный поединок мастера и материала украшает нашу культуру, притягивает своим магическим светом. Проходят века, сменяются цивилизации и народы, но в каждое новое время археолог извлекает из тьмы вещные знаки былого, восстанавливает полноту человеческой истории. Черепки домашнего кувшина нашего пращура, его формы, узоры, орнамент без слов рассказывают о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой…

Таков труд гончара, сегодня художника-керамиста, словно повторяющий акт божественного сотворения человека. Труд и искусство, в котором давно слились ремесло и творчество. Вот и Иван Васильевич Дуньков с женой Людмилой Леонидовной связали свою судьбу с керамикой. Оба молоды, по-хорошему честолюбивы, полны надежд и счастливо лишены боязни писаных и неписаных канонов профессии. Оба дерзновенны, смело идут на эксперименты, совмещая в своих работах разные художественные стили и манеры своих известных предшественников.

Первая в их жизни семейная выставка случилась у нас в Тюмени в эти сентябрьские дни в небольшом зале областного научно-методического объединения «Культура», что на ул. Республики у филармонии. Открывали ее сотрудники объединения Л.Матвеева и А.Мотошин. И спасибо нашей «Культуре», изо всех сил поддерживающей молодые тюменские таланты, которые не могут пока ответить спонсорскими щедротами и прочими столь нужными сейчас дивидендами. Побывала на выставке и Г.Визель, главный художник нашего города, тоже увлеченная керамическим искусством, тем самым дав «добро» своим коллегам.

Удачно композиционное решение экспозиции. Мы входим в символический мир русского дома, и керамика приводит в движение века, рассказывает о быте и легендах, о детских играх и забавах и взрослых заботах. Вот условный уголок кухни. Декоративные тарелки зажигают древнее солнце, собираются в круг диковинные звери и птицы, убегает вдаль желтеющая нива, блестит ласковый изгиб реки в жаркий летний день…

В гостиной бьют часы. О, над этим дивом И.Дуньков терзался долго. Ведь надо найти свою глину, разных цветов, надо совладать с, необыкновенным рабочим инструментом в мире изобразительного искусства -самим огнем. А глина своенравна и непокорна, при обжиге важно все — погода и твое настроение, интуиция и точный расчет, зоркость глаза и твердость рук, чувство момента, когда укротить жар, изменить режим. Только так металлический круг часов «согласится» занять необычное место. Представьте себе этакую «горку», внизу — ствол чудо-дерева из славянской мифологии, выше — диковинные чудища из легенд разных народов, а над часами — волшебный городок — то ли крепость, то ли наш посад, то ли рыцарский замок, башни и башенки, колокольня. И сам Георгий Победоносец, поражающий своим копьем зло.

Проходим в детскую, и оживают сказки. В керамической игрушке Л.Дуньковой (она родилась в Тюмени) чувствуются мотивы хантымансийского эпоса, есть черты, знакомые нам по произведениям тобольской школы резьбы по кости. Кто-то скажет, мол, эклектика. Не знаю. Художники, напоминаю, молоды. И чувство свежей энергии, поиск своего ритма в пути, в оформлении собственной творческой дороги позволяют им отходить от привычных правил своего декоративно-прикладного цеха, вторгаться на сопредельные территории.

Так, после «детской» мы «допускаемся» в мастерскую. Редкий поступок — обнажить многое из того, что относится ко всем фазам творческого процесса -от замысла до воплощения. Выставлены три вещи, три главные фазы художнического труда. Вроде бы это столь распространенные в керамике тарелки. Но они необычно углублены, и в них «скульптурно» размещены фигуры мастера-гончара: вот он бьется над формовкой, отбирает цвета, потом -обжиг, напряженное лицо и, наконец, радостный миг рождения новой вещи.

Отмечу, что Дуньковы уважают традиции, поэтому рядом с экспериментальными произведениями высятся добротно и красиво выделанные сосуды, кувшины, квасники — такие теплые, живые, с мягкой игрой света и цвета, волнующей сменой охры почти белыми кружками орнамента, зеленовато-коричневыми дымками ручек и точно переданной фактурой ветвей и листьев, копны волос. Да-да.

Упорство и хорошее упрямство Ивана Дунькова позволили ему — в керамике! — «прорисовать» рельеф звериной шерсти, волны человеческих волос…

Художник сейчас преподает в Тюменском институте искусств и культуры. Выставка — честный и интересный отчет человека, разменявшего третий десяток своих лет. Сам он — из знаменитого в русском народном промысле рязанского города Скопина, где давным-давно сложилась своя школа мастеров керамики. О себе говорит, что прежде он ремесленник, потом художник. Лукавит, думаю, что сумел соединить оба начала. Ибо после училища в родном городе уехал продолжать образование в Абрамцево под Москвой, где есть своя академия народных искусств, и всякий, осиливший ее «устав», становится настоящим творцом красоты. Там Дуньков встретился и со своей суженой, вместе решили ехать в Тюмень.

Не думаю, что им легко, непросто утверждаться в профессиональной среде, но их семейная перспектива, их общая линия в искусстве хранима молодостью, добрыми токами нашего фольклора и народного искусства. А по-своему выражать их дух они уже научились, и пусть удача не отвернется от них.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта