Осторожно — муниципальная аптека
Только четыре аптеки в Тюмени имеют лицензии на право заниматься этим специфическим родом деятельности. И среди них — ни одной муниципальной.
Наверное, многие читали о том, как жрицы любви используют таблетки клофелина в своей «работе». Порошок из нескольких таблеток подсыпается в спиртное, и после тоста за встречу клиент погружается в глубокий, если не вечный, сон. Может быть, поэтому препарат до сих пор продавался строго по рецептам.
И вот недавно я увидел, что в аптечном лотке в вестибюле Тюменьстройпути любой прохожий мог всего за 4 тысячи рублей обзавестись упаковкой этого замечательного препарата. Очереди из «ночных бабочек», правда, не наблюдалось. Стоявшие возле лотка женщины- маляры больше интересовались средствами для похудения. Но, чувствуя гражданскую ответственность, я все же спросил продавщицу: ну как же так? Поскучнев, она стала бормотать что-то вроде: сейчас можно, коммерческая цена и т.д.
Через пару недель клофелин я увидел уже на прилавке стационарного аптечного пункта при 3-й поликлинике. Тамошняя продавщица откровенно объяснила, что им (киоск работает от аптечного торгового дома «Панацея») некогда ждать бабушку с рецептом, мол, оборот есть оборот. «Eсли подойдет мальчишка — ему не продадим!» — заявила продавщица. «А мне?» «Вам, — запросто».
Можно привести и другие примеры. Взять хотя бы небезызвестные анаболические стероиды: ретаболил, нероболил за достаточно скромную цену можно свободно купить во многих аптеках.
«Безобразие», — так прокомментировала мои наблюдения член лицензионной комиссии по медицинской и фармацевтической деятельности Наталья Фирсенко. «И самое безобразное, что повлиять на нарушителей взльая. Раньше наша инспектор по контролю могла выписать штраф, применить другие санкции. В сегодняшних муниципальных аптеках с ней разговаривают только из вежливости». Положение с лицензированием аховое. По словам Натальи Фирсенко, лицензии имеют лишь четыре аптеки города — те, что остались государственными. И только одна муниципальная аптека недавно подала на комиссию свои документы.
«Какие права дает лицензия?»
— спросил я у ведущего инспектора по лицензированию и аккредитации Ирины Гердт. «В общем-то, никаких. А государственным аптекам еще и неудобства — теперь они не могут закупать препараты у коммерческих структур».
Вот такое странное положение. Eсть ли надежда на перемены?
Мини-опрос заведующих аптек показал, что заниматься лицензированием своих предприятий они вроде бы намерены. Но лицензионная комиссия предъявляет серьезные требования к помещению, температурному режиму и т.д. И по некоторым недоговоренностям и недомолвкам я понял, что аптекари очень опасаются не пройти аттестацию именно по этим показателям. Но проблема не только в этом. Ирина Гердт считает, что фармацию «запустили» еще три года назад. «Нужны новые правовые акты, -считает Гердт.
— Такую серьезную сферу нельзя отдавать на откуп чистым коммерсантам. Конечно, считать деньги нужно, но не забывая при этом, что в аптеки приходят не покупатели, а больные люди». А тем временем наметилась новая тревожная тенденция. Знакомые врачи рассказали мне, что по причине конкуренции и из-за того, что справочное практически прекратило работать с аптеками, фармацевты при отсутствии препарата начали заменять его на другой, подчас совершенно неравноценный. Это коснулось даже антибиотиков, которые в некоторых случаях тщательно подбираются.
Как вы поняли, положение сложное, и изменения к лучшему произойдут не сегодня и не завтра. Поэтому позвольте дать вам два совета — от врачей.
— При отсутствии нужного лекарства в аптеке не покупайте то, что предлагает фармацевт, а поищите препарат в других аптеках или обратитесь к врачу.
— Не покупайте лекарства в аптечных киосках при магазинах, с уличных-лотков и т.д. — в этих точках часто не соблюдается необходимый температурный режим, и вы рискуете купить «ослабленный» препарат.