От поселка Рощино до Рощинского шоссе
Рощино… Это название — одно из молодых на карте Тюмени. Появилось оно в самом начале 60-х годов и вскоре стало настолько «модным», что его носили уже пять объектов: поселок учхоза сельскохозяйственной академии — это первоначальное Рощино, потом аэропорт «Рощино» и при нем поселок Новорощино, в селе Горьковка за 12 км от первого Рощино кролиководческий совхоз назвали «Рощинским», в последние годы приживается название «Рощинское шоссе» за автомобильной дорогой, что ведет из Тюмени в аэропорт «Рощино».
А все началось именно с поселка учхоза — учебного хозяйства сельскохозяйственного техникума с 1920 г., а с 1959 г. — сельхозинститута. Он долго был безымянным: согласитесь, разве это название для поселения — учхоз? Вообще-то на этом месте в дореволюционное время были две заимки — пасека Ново-Троицкого монастыря, и Подаруевская — известного тюменского богатея. В документах переписи 1926 г. это место названо «Ульяновка», жило здесь 40 человек в 11 хозяйствах (дворах). Однако название «Ульяновка» не прижилось. поселок называли просто учхозом и так же писали в документах.
Так было до 1962 г., когда правительство РСФСР издало постановление: дать «человеческие» названия всем этим безымянным учхозам, подхозам, заимкам, лесничествам, лесопунктам и т.п. На Тюменский райисполком в 1963 г. легла обязанность: окрестить безымянных. По какой-то мне неизвестной причине «лесничество» на Салаирском тракте так и не получило имени, а «учхоз» получил.
«Крестным отцом» учхоза оказался заместитель председателя Тюменского РИКа Иван Григорьевич Степанов. После он ушел в науку, стал кандидатом философских наук, преподавал в сельскохозяйственном и инженерно-строительном институтах, стал там профессором, а в начале августа этого года скоропостижно скончался. Я был неплохо знаком с Иваном Григорьевичем, и он, узнав, что я интересуюсь историей края и географических названий, рассказал мне, как «крестил» учхоз.
— Весной 1963 г., выполняя постановление правительства РСФСР, позвонил я директору учхоза Михаилу Григорьевичу Яценко, рассказал о необходимости «окрестить» поселок хорошим именем и спросил: может, у директора есть какие-то предложения, может, поселок уже имеет у народа название, а мы не знаем в РИКе. Яценко отмахнулся: у меня посевная,
не до названий, какое дадите, то и переживем. Я предложил назвать поселок Студенческим. Однако Яценко отверг название, сказав, что студентов хоть тут и много, но и не сту дентов немало. Не пойдет. Я спросил: ну а что там у вас в округе, какие интересные объекты? Яценко ответил, что ничего примечательного, кроме березовых кудрявых рощиц, называемых в народе колками. Я предложил: давай — те, Михаил Григорьевич, назовем поселок Рощино. Тот подумал и согласился. Мы издали соответствующее постановление, оно прошло через облисполком и ушло в центр.
— Почему мне пришло в голову «Рощино»? — рассказывал Иван Григорьевич. — Помните, мы же почти ровесники, в конце пятидесятых проходил кинофильм «Разные судьбы», и там был главный герой композитор Рощин. Он еще, помните, на склоне лет влюбился в десятиклассницу, но — увы! — без взаимности. Мне Рощин был симпатичен как герой, и я таким образом нечаянно увековечил его фамилию в названии притюменского поселка.
Однако это название трудно приживалось за поселком учхоза, да так, по-моему, и не прижилось. Все величают его «учхозом», даже на автобусах маршрута N 22 написано, что он ходит до «учхоза». О том, что «учхоз» есть Рощино, знают, пожалуй, твердо только почтальоны, хотя бывший Утешевский сельсовет уже лет 15 как перенесен в учхоз и назван Рощинским.
В 1965 г.,-30 лет назад, на 500 гектарах черноземных учхозовских полей начали строить аэропорт, сдали его в 1968 году и назвали «Рощино». Тогда же старый тюменский аэропорт стал называться для отличия «Плеханове». За аэропортом, конечно, название быстро прижилось. Рядом с ним построили жилой городок строителей, обслуживающего персонала, гостиницы и, не мудрствуя лукаво, назвали его Новорощино. Теперь это вносит путаницу в сознание людей. Бывает, что приезжие и даже тюменцы ищут своих знакомых или родственников в Рощино- учхозе вместо Новорощино, и наоборот. На шоссе, ведущем в аэропорт «Рощино», есть остановка автобусов «Новорощино».
В 1963 г. кролиководческую небольшую ферму из центральной усадьбы учхоза перевели в деревню Горьковку — она тогда входила в состав учхоза, и передали ее в соседний совхоз «Луговской», а через несколько лет областное руководство решило построить под Тюменью специализированный кролиководческий совхоз- гигант. За образец был взят аналогичный совхоз «Бирюли» под Казанью. Новый совхоз в Горьковке назвали почему-то «Рощинский». Это тоже не привело к добру: нередко люди в Рощино-учхозе и Новорощино ищут совхоз «Рощинский», а до него еще 12 км, да и в деревне с иным названием. Чудеса твои, господи, как говорили в старину.
Я пытался узнать, почему бы не назвать совхоз «Горьковским» , но мне в бывшем областном управлении сельского хозяйства сказали, что совхоз «Горьковский» уже в области есть, кажется, в Голышмановском районе. Два совхоза с одним названием на одну область много. Это раньше в каждом районе обязательно должен был быть колхоз им. Сталина, Ворошилова, Кагановича, Ленина и других вождей мирового пролетариата. Теперь не надо этого.
В 1975 году начали строить автомобильную дорогу прямо из Тюмени в аэропорт «Рощино». В продолжение улицы Ямской для нее прорубили широкую просеку через пригородный лесопитомник. К сожалению, под вырубку попали уникальные участки, где акклиматизировались под Тюменью типично европейские деревья: дуб черешчатый и орешник лесной (лещина). Несколько дубов сохранилось-таки вблизи просеки. В 1981 г. по шоссе началось движение автомобильного транспорта, но само оно было безымянным. Г ода три назад на слуху стало появляться название — Рощинское шоссе. Что ж, Рощинское так Рощинское. Неплохо звучит, согласитесь. И по всей его протяженности по обеим сторонам среди полей учебного хозяйства зеленеют летом и ослепительно белеют зимой березовые рощи. Неплохое сочетание: Рощинское шоссе среди березовых рощ. Хотя слово «роща» не сибирское, здесь небольшие лесочки издавна называли «колками». Роща — это слово русское, европейское, подмосковное.
За прошедшие тридцать с хвостиком лет все географические объекты, носящие название Рощино, заметно изменились в лучшую сторону. Учхоз и аэропорт теперь входят в состав города Тюмени, как говорят, «в городскую черту».
Рощино-учхоз из одноэтажно-деревянного стал кирпично-двухэтажным, поднялся над почвой, улицы покрыл асфальт, прикрыв знаменитую учхозовскую грязь. А.М.Клиндюк — директор учхоза, крепкий организатор и умелый хозяйственник, даже в нынешние нелегкие времена умудряется находить средства для строительства, хотя, конечно, оно стало идти медленнее. Учхозовские коровы, как и при социализме, когда за ними ухаживали и доили здешние доярки, в том числе три Героини Социалистического Труда, дают по 4-5 тысяч литров молока в год. Почти все оно отправляется в детские молочные кухни Тюмени.
Окрестные поля — их местные шутники называют «бородинскими», по фамилии главного агронома Н.И.Бородина, — и теперь остаются одними из самых урожайных в области. Марку свою учхоз продолжает держать крепко. Он ведь теперь учхоз сельскохозяйственной академии, хотя, по правде сказать, рабочие всякого ранга в учебном хозяйстве всегда умели работать крепко.
«Рощино»-аэропорт тоже не стоял на месте все эти годы. На днях в газетах было сообщение: «Рощино» становится международным аэропортом. Это вам, господа, не баран чихал, как говорят. Тюмень, расположенная посередине России, разжилась наконец международным аэропортом. И Рощинское шоссе становится дорогой, ведущей тюменцев прямо в заграницу. Ворота «за бугор» — вот они, у городской черты Тюмени. Это — Рошино.
***
фото: