Тюмень — столица ярмарки
Когда-то самая известная ярмарка в Сибири проводилась в Ирбите, теперь таким центром становится Тюмень: 12-го сентября открылась международная ярмарка «Нефть и газ-95. Машиностроение и конверсия для ТЭК».
ПАВEЛ МОРГУН
Хотя для участников и посетителей выставка началась с десяти, официального открытия пришлось ждать до полудня. На площади перед выставочным залом под сибирским солнцем жарилась толпа солидных мужчин в костюмах, тут и там слышалась иностранная речь: ждали прибытия высокого начальства — администрацию города и области, вице-премьера Олега Сосковца и министра Юрия Шафраника.
Приветственные речи заняли немного времени, да и слышно было плохо — аппаратура постоянно издавала шипы и трески,-а официальные лица не особенно утруждали свои голосовые связки. Сосковец пообещал, что центром выставок останется Тюмень и правительство России будет поддерживать международную ярмарку с целью привлечь инвестиции в отечественную промышленность. Юрий Шафраник в своей речи особенно подчеркнул, что Тюмень может и должна стать центром производства качественного нефтегазового оборудования и определенным консультационным центром, который сможет оценивать и рекомендовать продукцию и технологии тех или иных фирм.
В зале же кипела интенсивная жизнь — в небольших отсеках рекламировали свою продукцию представители заводов, фирм и производственных объединений, к ним подходили заказчики и просто любопытствующие, благо, пускали всех и бесплатно. Кто-то раздавал каталоги, кто-то демонстрировал свои достижения с помощью компьютеров и видеомагнитофонов. Экспонаты самые разнообразные — от спецодежды до мини-самолета. Меня больше всего поразила не западная, а наша, тюменская, разработка АООТ «Тюменьэкотранс» — «аэротранспортное средство конструкции Алексея Филимонова». Это удивительный гибрид самолета, вертолета и аппарата на воздушной подушке. Конструкция может двигаться невысоко над поверхностью земли, не повреждая ранимого почвенного слоя, летать, как самолет, висеть в воздухе, как вертолет или дирижабль, садиться практически на любую поверхность: болото, снег, воду, — поднимать и перевозить многотонные грузы либо пассажиров. Впрочем, рассказывать об экспонатах бесполезно — тот, кому это интересно, придет и увидит все своими глазами.
Запланированная пресс-конференция почему-то не состоялась — высокие гости по неизвестным мне причинам не пожелали встретиться с прессой, и самые бойкие журналисты задавали вопросы Сосковцу прямо на улице, почти на ходу, но мне пробиться поближе к начальству не удалось.
А выставка будет открыта для посетителей до 15 сентября.
***
РАФАЭЛЬ ГОЛЬДБEРГ
Мне повезло больше. Один из руководителей ярмарки, продираясь через толпу вслед за вице-премьером, бросил на ходу: «Пресс-конференции не будет, Сосковец прямо отсюда улетает в Нижневартовск. Так что не теряйся!»
Олег Сосковец, почти растеряв свиту, бродил по площади с пиджаком через плечо, останавливался у экспонатов, неторопливо беседовал. Долго толковал с курганскими оборонщиками, которые расхваливали ему образцы своей техники: «Да наши машины хоть в мирном, хоть в военном деле никому не уступят…»
По сравнению с Черномырдиным, его первый зам. был куда как доступен. Хочешь — хватай за рукав. Сказано — сделано. К моим вопросам «подсунулись» еще чьи-то микрофоны. «Пресс-конференция» состоялась.
Вопрос:
— Олег Николаевич, вы предпринимаете, наверное, сотую попытку увязать интересы нефтяников и машиностроителей. И не перестаете надеяться на успех?
Ответ:
— Но вы же видите, что с каждым разом интересы все ближе и ближе. К сожалению, менталитет не позволяет многим понять, в каких условиях находятся их собственные предприятия. Сегодня мы здесь оказались потому, что реальные платежеспособные структуры, которые могут быть заказчиками и партнерами многих машиностроительных предприятий, тоже находятся здесь. Конечно, необходима сложная разъяснительная работа, связанная с определением структур производителей, номенклатуры изделий, что позволит конкурировать на рынке. Все это приближает нас и наших машиностроителей к реализации программы… Вопрос:
— Движется реализация программы медленно. Может быть, правительство должно предпринять какие-то «силовые» решения?
Ответ:
— Сегодня мы объявили, что потребности нефтяников и газовиков в импорте — 4,5 миллиарда долларов — это реальные деньги, которые имеют наши нефтяники, которые они приготовили для закупок за рубежом. Вот на эти средства и надо рассчитывать нашим производителям. Многие образцы, которые мы видели здесь, соответствуют мировому уровню. Но, во-первых, низкий уровень маркетинга. Во-вторых, они нигде не рекламируются, кроме как на таких выставках или на прямых контактах между нефтяниками и машиностроителями. Этого явно недостаточно.
…Перематывая пленку в диктофоне, я вспоминал свои многочисленные встречи с директорами-машиностроителями, попытки убедить их в необходимости рекламировать свою продукцию. Они же продолжали уповать на правительственное или областное решение, что заставит нефтяников покупать местную продукцию. Но, как видим, первый вице-премьер никак не отреагировал на вопрос о возможности силовых методов.
***
фото: ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;На снимке: Олег Сосковец. ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА