Вот и встретились. Вот и свиделись
Землю заводоуковскую давно называют хлебной, целебной, лесной. И живут на ней люди трудолюбивые, душой красивые, готовые прийти в трудное время на помощь.
Сюда в годы Великой Отечественной была эвакуирована спецшкола, где учились четыре будущих Героя Советского Союза, в числе которых летчики-космонавты Владимир Комаров и Лев Демин. Преподавателем физики в этой школе был отец поэтессы Ю. Друниной. Семнадцатилетняя Юля пешком из Заводоуковска ходила в Ялуторовск. Там находился райвоенкомат, о котором позднее она напишет:
Брала я штурмом тот военкомат, Пусть неумело, но неутомимо…
Сюда, в Заводоуковск, в 1943-м, по путевкам Тюменского горкома комсомола был отправлен целый вагон 14-15-летних юнг. Среди них был будущий спортивный комментатор, журналист Борис Мишатин, награжденный в августе 1945 года медалью адмирала Нахимова.
Маленький сибирский город стал второй родиной для сотен ленинградских ребятишек, эвакуированных сюда в годы Великой Отечественной.
Не всех из них, но многих, из разных концов России, собрала в Заводоуковске областная акция «Дети войны — против войны». Звучит как будто бы официально — «акция». Но я видела, как встречались эти люди, как плакали, как пели, как смеялись.
…Немолодая женщина, сдававшая в гардероб пальто, так, между прочим, посетовала: «Никого из своих не встретила». И вдруг через весь зал крик:
— Люська?!
Узнают друг друга не сразу -столько лет прошло! Но узнают — Людмила Петровна Eкименко -из Успенки, Тамара Александровна Фирсова — из Заводоуковска, Раиса Eлисеевна Рябуха — из Ленинграда. Все они -бывшие воспитанники ленинградской школы N 19, приютом для которых стал сначала Заводоуковск, а потом Пятковский интернат, что в Упоровском районе.
Встретились, свиделись, наговорились.
…15 октября 1943 года в Харьков ворвались эсэсовцы. Горожан сгоняли в колонны. Куда? Никто не знал. Но догадывались… Леонида Шевченко вместе с мамой и сестрой Любой пригнали на железнодорожную станцию Лозовая, Отсюда в теплушках, набитых людьми, как селедками, их отправили в Эссен. За колючую проволоку.
— Маму каждое утро увозили на работу. А мы оставались в лагере, — вспоминает Леонид Николаевич. — Кормили нас кое-как: хлебом напополам с опилками да баландой с брюквой. Однажды нас всех раздели догола, сказали, что мы пойдем на санобработку. Гарантией того, что с этой обработки мы вернемся живыми, служили номерочки, полученные в обмен на одежду.
Их загнали в бетонированное подземелье. Закрылись двери. Ужас охватил людей — здесь не было душевых. Ванина мама прижимала к себе своих детей. Старалась согреть их теплом своего тела. А в глазах ее они читали ужас: и она, и они понимали, зачем их сюда привели.
От верной гибели их спас случай: войска наших союзников разбомбили электростанцию. Не сработал рубильник, который должен был умертвить сотни людей.
Это только одна судьба… Во время войны гитлеровцы вывезли в Германию из оккупированных стран около 40 тысяч детей.
Почти полвека они молчали. Они боялись сказать, что во время войны оказались там, на родине фашизма.
«Война опалила ваше детство. И по сей день живет она в душе горькой памятью. Вы выстояли, вы поднялись в полный рост, вы живете тяжело, но честно и благородно. В этом ваша сила». Такие слова нашел для участников этой акции губернатор области Л. Рокецкий.И низко поклонился им глава администрации Заводоуковска и Заводоуковского района В. Иконников. За мужество. За стойкость. За героизм.
***
фото: Мгновения незабываемой встречи в Заводоуковске.