«Где судьба нашей юности спета…»
На его пластинках про Кузнечика Кузю вырос мой старший сын. Теперь его добрые песни помогают воспитывать младшего. Время Антонова не берет. Eго творческое долголетие сочетается с физическим (тьфу, тьфу, тьфу!), и недавно разменянный «полтинник», по утверждению зрительниц, тянет примерно на 35.
Сказать, что он не изменился совсем, нельзя — чуть погрузнела фигура, слегка укрупнились черты лица. И если раньше Антонов напоминал молодого льва, то теперь он больше похож на сфинкса. Это сравнение пришло мне на ум во время концерта во Дворце «Геолог».
«Сфинкс» величественно восседал на высоком квадратном «постаменте» посреди сцены и с каменно-усталым лицом вминал клавиши синтезатора (все-таки второй концерт подряд за вечер). Но каменный лик время от времени оживляла детская улыбка удовольствия (надо сказать, вполне объяснимого). Народ Юрия Михайловича по-прежнему чтит и давно уже «присвоил» ему высокое звание народного артиста страны, несмотря на то, что в чиновничьих кабинетах числится он еще в заслуженных деятелях, искусств.
Что тут скажешь? Не все наши кумиры делали стремительную карьеру, как это получилось в свое время у Раймонда Паулса. А между тем красивые и запоминающиеся мелодии Антонова не уступают песням прославленного прибалтийского Маэстро. Лишним доказательством послужили два концерта в Тюмени. «Сфинкс» был один (в отличие от многих прославленных мужей, сопровождаемых скульптурными группами нимф). И все же народ «завел» с полуоборота (и это несмотря на почти часовую задержку концерта!), «завелся» сам и до финала оборотов не снижал. Работал до упора, до хрипоты, в два отделения, без халтуры и долгих словоизлияний, с полным уважением к тем, кто пришел сюда, чтобы встретиться со своей студенческой юностью («Гляжу в тебя, как в зеркало, до головокружения…») или послушать новые песни (мэтр явно не избежал влияния современной эстрады с ее склонностью злоупотреблять рефренами — бесконечным повторением ключевых строк).
Впрочем, и это прощает народ своему любимцу: ведь вместе с песнями Антонова мы долго жили в нашей большой и суматошной «коммунальной квартире»- учились, влюблялись, ругались, мирились, веселились, грустили…
У каждого сфинкса своя загадка. У Юрия Антонова это -композиторский талант. Eго красивые и мелодичные песни не покидают нашей памяти. И, смею надеяться, не покинут.