Почему Тюмень чище Махачкалы,или Где найти миллион
Рассказывают, что недавно на московском полигоне бичи нашли… миллион рублей. В банковской упаковке. Вот и мы напросились на экскурсию на тюменскую свалку: а вдруг удастся пополнить семейный бюджет. К тому же, кто не слышал заманчивых и нередко леденящих кровь сюжетов из «свалочной» жизни? Однако вопреки надеждам поездка получилась сугубо деловой.
…Каждое утро, невзирая на плохую погоду и большие праздники, на улицы Тюмени выезжают 24 автомашины, принадлежащие спецавтохозяйству. Мусоровозки, как их привыкли обзывать. Водители цепляют манипуляторами наполненные до краев контейнеры и увозят их на свалку. Точнее, на полигоны промышленных и бытовых отходов, которых в городе два — по Московскому и Велижанскому трактам.
Спецавтохозяйство вот уже девятый год возглавляет Григорий Зиганшйн. Сам в прошлом профессиональный водитель, таксист, он как никто другой знает всю подноготную системы. Сегодня под его началом трудятся 230 человек, автопарк насчитывает около сотни машин, большинство которых имеют 75-процентную изношенность. Правда, за последние два года городская администрация здорово помогла — приобрела 15 новых, с иголочки, автомобилей, оборудованных по последнему слову техники. Зато и бензин, и масло, и запчасти «кусаются» так, что голова идет крутом. Но Григорий Сабирович дело сумел повернуть в нужную колею. В итоге обеспечил сплоченность и стабильность коллектива, где костяк составили опытные, проверенные люди.
В поездке на велижанский полигон нас сопровождали начальник отдела эксплуатации Валерий Горожанин и инженер по строительству и благоустройству спецавтохозяйства Владимир Петухов. Вдоль дороги -ельник, березы, аккуратные ряды дачных домиков. Мелькают таблички с названиями: «Строитель», «Геолог», «Велижанка»… Старая свалка еще несколько лет назад была в непосредственной близости от этих дач и доставляла их владельцам немало неприятностей. Новый полигон удалили на значительное расстояние, вправо от основной дороги.
Eще издали замечаем работающий бульдозер и стаи птиц, ворон и чаек, над полем. И клубы дыма. Да, свалка часто, если не постоянно, горит. Eсли не удается погасить своими силами, приходится прибегать к помощи пожарных.
На КПП знакомимся с контролером Людмилой Дыдыкиной и множеством симпатичных собак, нашедших здесь пристанище, Людмила работает в хозяйстве уже пятнадцать лет, как прежде здесь работала ее мать. На судьбу не жалуется, место работы менять не собирается. Привычка и, как сама говорит, привязанность.
По холмам свалки лазят ребятишки. Нередко можно встретить и взрослых, даже солидных, людей. А здесь и впрямь есть чем поживиться: разбитые магнитофоны, детские игрушки, стройматериалы — раньше дачники вели обустройство своих участков прямо с мусорных куч, да и сейчас по мелочам можно кое-что найти… В кабине одного из мусоровозов, например, гордо высился громоздкий черно-белый телевизор.
«Процесс утилизации отходов, путем захоронения» проводится в строгом соответствии с инструкцией: глубокий котлован заполняется послойно мусором и землей. В недобросовестности работающих здесь людей не упрекнуть. Им бы еще экскаватор сюда! Увы, дорогое удовольствие.
Приходилось слышать расхожее мнение: мусорные свалки -это безобразные язвы на теле земли. Рост этих холмов прямо пропорционален уровню развития цивилизации. Чем лучше живем, тем больше выбрасываем. Судя по увиденному, живем мы не так уж плохо. И с почтительным уважением должны относиться к людям, взявшим на себя заботу по уничтожению многочисленных источников инфекции. И тысячу раз прав Зиганшйн, повсюду доказывающий, что в любом деле надо делать ставку на профессионалов. А посему следует передать их ведомству все полномочия и объемы этих специфических работ. Тогда и спрос будет. (А пока в городе появились конкуренты: три частных предприятия, интересующихся вопросами очистки):
Водители Александр Нохрин и Александр Пушкарев полностью с начальником согласны. А владельцев личных машин просят не загромождать своей техникой и без того узкие подъезды к контейнерам во дворах. Да и к металлическим этим ящикам относиться побережнее -рассчитаны они всего на 500 килограммов, а в них умудряются напихать больше тонны.
Проблем, впрочем, хватает. Но вот что любопытно. Побывал недавно в Тюмени руководитель такого же хозяйства из Махачкалы. Отметил чистоту, похвалил от души. А узнав, сколько единиц транспорта выходит на линию, не поверил. Потому что в Махачкале мусоровозок, по его признанию, раза в три больше, а населения примерно столько же.
***
фото: Григорий Зиганшйн;Очередной рейс на свалку.