X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Аналог «охотника с дичью»

Водители и автоинспекторы. Кто от? Вечные антагонисты на дорогах или, может быть, союзники? Возможно ли взаимопонимание между ними, или один всегда — «дичь», а другой видит себя исключительно в роли «охотника»? Прав ли тот, у кого больше прав, и должен ли автоинспектор говорить «извините»?

Сегодня на полосе «Тюменского курьера» — диалог водителя и начальника облГАИ. Сегодня водитель спрашивает, а государственный автоинспектор отвечает.

ОБЛАВА

РАШИТ НИГМАТУЛЛИН

Хочу от имени, думаю, всех, кто имеет автомототранспорт, свой или государственный, задать несколько вопросов начальнику ГАИ области г-ну Белослудцеву.

У меня, как и у всех моих коллег, с которыми я говорил о действиях работников вверенного вам ведомства, масса претензий, о которыхx вы, конечно, не можете не знать.

Вот меня остановили на посту у Верхнего Бора. Я не нарушил правил, но т.к. не был пройден техосмотр (почему на новой машине он должен быть пройден?), меня оштрафовали и записали мне в карточку нарушений 3 балла. Первый вопрос: разве кто-то отменил закон о том, что не положено останавливать транспорт, если водитель не нарушил правил? Не надо только напоминать про Буденновск, это было и раньше. А почему обыскивают любую машину? Спросите любого «дальнобойщика», и он конкретно скажет, на каком посту сколько нужно платить вашим работникам, чтобы ехать дальше. Способов не пропустить так много, что их не перечислить. В основном это касается технического состояния — ручник, фонарик, давление в колесах и т.д. А то и вовсе ничего.

Меня останавливают, по меньшей мере, один раз в три дня. Бывает и три раза в день. У меня НЗ для штрафа. Оштрафовали за превышение скорости — какие тут претензии — сказал «спасибо», что не проставили баллов. Но ведь штрафуют везде, там, где и не подумаешь. Например, у «Трансагентства» — за «тротуар». Я говорю лейтенанту, который снимает номера у машин: они ведь пешеходам не мешают, пройдет и инвалидная коляска, и для близнецов, да и тротуара здесь два. «Приходите в ГАИ, там все вопросы и ответы, и твое счастье, что оказался рядом с машиной».

Теперь о знаках, которые, мы уверены, поставлены специально для того, чтобы тут собирать деньги. Их много, и почти постоянно там, извините, пасутся гаишники. Это у рынка «Тюменский привоз» — недавно сменили знак «Поворот запрещен» на «Сквозной проезд запрещен», стоят и собирают деньги, и не всегда с квитанцией, часа два, пока едет основной поток торговцев. Там сложный перекресток, но регулировщика нет — он, родименький, занят. В аэропорту Рощино — круглосуточно. Мне пришлось находиться там целый день, и я вольно и невольно наблюдал за сержантом Мариловым, нагрудный знак 0379. Там на площади начерчено столько линий — я думаю, тот, кто чертил, и сам не разберется. Машины заезжают на площадь, в страхе останавливаются — нет ли мигалки, уже потом пересекают все подряд линии. А эти тут как тут, они за этот день не оставили в покое ни одной машины, один таскает документы, другой успевает считать деньги, в перерыве проверяют багажники. Им так нравится, когда их упрашивают, уж такими они себя пупами чувствуют. Второй еще ничего, а этот подлетает: «Ну че, тебе помочь или сам номер открутишь?» Вроде молодой, симпатичный. Их много, таких мест, не хватит страницы газеты перечислить.

Ответьте нам, почему вы так усиленно нас грабите, почему у нас теряется настроение при виде работников ГАИ, почему в дежурной части вместо «Могу ли я чем-то вам помочь?» — говорят: «Че надо?» Почему, если я набрал 15 баллов после вашей охоты на меня, я приравниваюсь к нетрезвому за рулем? Почему, наконец, у нас чувство, что на нас облава, безостановочная и круглосуточная, и мы не видим в вас защитников ни наших, ни Закона?

Отдельно про «ограничители скорости». Вы не интересовались, сколько транспорта повреждено только на дороге на Лесобазу? И, может быть, назовете конкретно имя их мудрого созидателя? Возможно, тогда эти укрепления приобретут другое название.

EСТЬ ПРEТEНЗИИ — ЗНАЧИТ, СЛУЖБА РАБОТАEТ

НИКОЛАЙ БEЛОСЛУДЦEВ

— У читателя к ГАИ масса претензий? Ну, это хорошо. Значит, служба работает. (Смеется). Но пойдем по порядку… Почему на новой машине должен быть пройден техосмотр? Кто отменил правило не останавливать транспорт, если водитель ничего не нарушил? Почему обыскивают любую машину?

— По существующему положению новый автомобиль отечественного производства должен проходить технический осмотр один раз в два года, если срок его эксплуатации менее пяти лет. Формулировка интересная. Мало того, новый автомобиль при регистрации должен проходить осмотр. У нас люди часто путают две вещи — осмотр автомашины при регистрации и технический осмотр. В первом случае проверяют только соответствие номерных узлов агрегатов. И все. Талончик о прохождении осмотра должен наклеиваться на ветровое стекло. Eго нет? Вот вам повод для остановки…

Честно говоря, я вижу здесь некоторую долю законодательного абсурда. Хотя, с другой стороны, в наших автомобилях.

даже сошедших с конвейера, могу найти 12 технических неисправностей. В том числе опасных для жизни. Я просил наши технические службы продумать вариант, чтобы при регистрации автомобиля можно было выдавать талон о прохождении осмотра. Словом, в этом пункте я с автором письма частично согласен.

Обыск. Ссылка на Буденновск была бы уместной, если бы ваш читатель реально осознавал существующие опасности. Но раз просит — не будем делать ссылок. Хотя от нас до границы 300 верст всего. Но правовая безграмотность — это не упрек, это беда человека. Нынешним законодательством предусмотрены и обыск, и досмотр автотранспорта. Это совершенно разные нормы. Обыск (транспорта, жилища, личный обыск гражданина) делается с санкции прокурора или с последующим его уведомлением. А с 1992 года, говорю по памяти, введен досмотр транспорта. Для досмотра не требуется санкции прокурора, но при досмотре нельзя разбирать, откручивать какие-то части автомобиля. Только — открыть багажник, коврики приподнять. Без повреждения транспортного средства! И то когда есть основания полагать, что перевозятся запрещенные предметы, вещества — оружие, наркотики. Либо, что с помощью этого автомобиля совершено преступление.

— А читатель полагает: нет основание полагать.

— Ни в одном законодательном акте не сказано, а что такое — «есть основание полагать»? Да, есть возможность произвола. Хотя с нашей милицейской позиции это нормально. У меня, например, есть опыт, я никогда не стану осматривать некоторые автомобили. Я не стану называть эти приметы, чтобы не подсказывать преступникам. Но инспекторы у нас разные, и потому возможны перегибы. Но главное: досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых. По факту досмотра должен быть составлен протокол. Далее протокол (независимо от результатов досмотра) представляется в дежурную часть.

— А если инспектор скажет: где я тебе возьму понятых?!

— Это не проблема владельца. А без понятых действия инспектора носят незаконный характер. Он должен быть привлечен к ответственности.

— «Меня останавливают… НЗ для штрафа…». Нравится держать НЗ, ваше дело. За что штрафуют? Вот, у трансагентства… Закон говорит однозначно: транспорт может помещаться частично на тротуаре, не создавая помех. Помещена машина полностью — водитель нарушил правила. А снятие номерного знака, конечно, само по себе — нарушение, но вы знаете — почему мы это допускаем. Eсть законодательная недоработка — как действовать инспектору, когда нет на месте владельца? Квитанции, оставленные на стекле, выбрасываются. И нет закона, чтобы привлечь такого нарушителя к ответственности. В Германии, если ты не уплатил вовремя штраф, накладываются пени. У нас же — жесткая сумма штрафа, и хоть ты не плати его триста лет… Кроме того, это не полицейская задача — собирать штраф. Для того существует специальная служба. Например, в мэрии — штат сборщиков этих штрафов. Почему бы нет? Было бы меньше злоупотреблений.

— Теперь о знаках. Смена знаков существует. Смена знаков возможна. И она будет продолжаться. Меняется дорожная обстановка, меняются условия. Конкретно — о «Привозе». Разреши там постановку транспорта, я гарантирую — троллейбусы не выйдут на линию. Рынком введена пропускная система — мне это очень не нравится. Но куда от этого уйдешь — в ненормальном месте поставлен рынок. И знак «Сквозной проезд запрещен» будет там стоять.

— В аэропорту Рощино… Здесь я с читателем согласен. На сто процентов. Когда будет закончена реконструкция аэропорта и прилегающей площади, мы там порядок наведем. Хотя у меня как кость в горле место отстоя автобусов на площади у аэровокзала…

О лежачих Полицейских. Мы выдержали большой натиск. Со стороны водителей, общественность не протестовала. И они себя оправдали. Но если повысится дисциплина водителей, расширится сеть дорог — я их с удовольствием срою.

В целом о придирках. Вы помните, мы решили сосредоточиться на грубых нарушениях. За это время выросло число наказаний за превышение скорости, за нарушение, правил обгона и проезда перекрестков, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Все серьезное. Зато число наказаний за мелкие нарушения резко снизилось. Я думаю, что это направление — правильное.

***
фото: Инструктаж перед «охотой»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта