Трубят поход фельдъегеря
Успокойтесь — я не информирую о начале новой кавказской кампании (со старой-то еще не разделались).
Не успокаивайтесь — начинается поход генералов и других воинских чинов в Государственную Думу.
Не успокаивайтесь, даже если вашу душу сильно греет пример де Голля или генерала Пиночета.
Несколько лет назад я оказался в Польше в разгар предвыборной борьбы. Тогда президентом страны и одним из кандидатов на этот пост был генерал Ярузельский. Вспоминаю плакат оппозиции, который мне очень понравился: «Генералов -в казармы!». Я думаю, что это и сейчас бы неплохо звучало. Сейчас, когда министр обороны генерал Грачев во всеуслышание призвал военнослужащих бороться за места в Госдуме.
Зачем это нужно?
Зачем это нужно генералам -одной из самых привилегированных каст как в советском, так и в постсоветском обществе, -понятно. Три или четыре года общество, состоящее главным образом из гражданских лиц, пытается выйти из милитаризованного состояния. Генералы этого, естественно, не хотят. Им по-прежнему нужна достаточно большая армия, чтобы каждому хватило дивизий, корпусов и армий (чтобы можно было бросать полки и бригады в мясорубку, подобную чеченской, и еще оставалось). Чтобы каждому хватило дач, денщиков и мерседесов. Чтобы можно было летать по личным делам военными самолетами и безбоязненно торговать военным имуществом (чуть что — «свои» депутаты в Госдуме прикроют). Чтобы можно было объявлять необъявленные войны и проигрывать их, не боясь ответственности.
Я понимаю, что это все — тяжелые обвинения. Но ведь в них все правда. А самая большая правда в том, что нынешние генералы, которые продолжают клясться именами Суворова и Жукова, проигрывают одну войну за другой. Они вчистую проиграли афганскую войну. Даже при очень большом желании не назовешь победным чеченский поход. Так позвольте спросить: что умеют наши генералы? Воевать с гражданским населением? Воевать с журналистами? Нехитрое дело. И достаточно безопасное, особенно если журналистов тоже поставить под ружье-.
Совсем недавно и как-то очень незаметно прошла поправка к закону о воинской службе. Теперь срок службы опять — два года. И самое интересное, что закон, вопреки мировой практике, обрел обратную силу: два года станут служить даже те, кто призывался на полтора. (Против этой поправки голосовал, кажется, только «Выбор России»)… И это при «штатской» Думе! Можно представить себе, чего захотят думцы в генеральских мундирах: безразмерного бюджета, призыва студентов в армию с любого курса, усиления военно-идеологического противостояния, при котором они могли бы продвигаться по службе и без участия в боевых действиях. А в перспективе -введения казарменного режима в одной отдельно взятой стране. (Eдинственное, в чем я абсолютно убежден: наши генералы войны не хотят. Они же не могут не знать настоящей боеспособности руководимых ими войск. Но пугать войною, мол, «кто не уважает свою армию, будет кормить чужую», нас станут по-прежнему).
Правда, недавние выборы мэра в Волгограде (где на гражданский пост претендовал заместитель командира гвардейского корпуса полковник Скопенко, обещал навести в городе армейский порядок, но отклика в душах избирателей не нашел), вселяют некоторый оптимизм.
Место генералов — в казармах. Пока требуется навести порядок там. В частях, подразделениях, батареях, на кораблях. А мы тем временем попробуем навести порядок в гражданской нашей жизни. Но мирным способом. Все-таки нас, гражданских, штатских, — куда больше. Гражданские кормят, одевают, строят, детей растят. Дело человека с ружьем — смотреть, чтобы нам не помешали. Это, конечно, важно. Но не более того.