Если увеличить сбыт продукции тюменских машиностроителей на 10%, то к станкам вернутся 50 тысяч человек
Такое сенсационное предположение выдвинул директор созданного год назад тюменского филиала Международного института строительства (ТФ МИС) Валентин Пермяков. Eго учреждение, созданное такими научными гигантами, как Большая российская академия наук, Академия народного хозяйства при правительстве России, Международная академия технологических наук, ведет серьезную аналитическую работу по разным вопросам экономики Тюменской области.
Институт, а после филиал, четыре года ведет наблюдение за предприятиями юга области. Вот кое-какие данные.
Доля южных заводов в валовом областном продукте сократилась до смехотворной величины 1 ,4%. (в Eкатеринбурге она составляет 15%), то есть производство уменьшилось в два с половиной раза. Работающих на заводах и фабриках становится все меньше и меньше. Например, на электромеханическом когда-то трудилось несколько тысяч человек, сегодня оке всего 200. Растетскрытая безработица. И все это при том, что 100 тысяч северян изъявили желание переехать на юг. Однако хватит сгущать краски. Выход есть. По крайней мере, так считает кандидат экономических наук Валентин Пермяков.
На суд ассоциации тюменских машиностроителей филиал Международного института строительства вынес предложение объединиться всем нашим заводчанам в финансово-промышленную группу (ФПГ). По замыслу авторов, группа станет синтезом маркетинга, науки, планирования и финансирования. Маркетинг является самым слабым местом наших производителей, уверен Пермяков. Судите сами: основными своими покупателями южане считают нефтяников и газовиков Севера. Но буровое и остальное оборудование северяне ищут где угодно, только не у нас (95% закупок делаются за рубежами Тюменской области). ФПГ же исследует рынок и его потребности, «обкатает» и испытает продукцию в предусмотренных проектом научном центре и опытном заводе. Предприятию останется лишь получить заказ и деньги от фэпэгэшного банка.
Это лишь идеальная модель, в жизни все будет сложнее, скажете вы. Конечно. Но половина тюменских директоров изъявила желание попробовать. Тем более что идею ФПГ поддерживает и правительство, сулящее его участникам различные льготы. Кое-где — в Eкатеринбурге, Новосибирске — уже появились первые ласточки.
У тюменского ФПГ хватает и противников. Их доходы тоже серьезны. Например, они считают, что предлагается воссоздать, по сути, прежний главк. А многим вкусившим свободы и рынка предприятиям это не по душе. Однако западный, в частности немецкий, опыт говорит, что в одиночку прожить ох как нелегко. Так, доля корпоративных объединений в промышленности Германии составляет 50%. Тем более ФПГ нисколько не напоминает социалистическую структуру. По мнению Пермякова, это будет гибкий рыночный механизм, выгодный для всех его участников.
Вероятно, дискуссия по поводу создания ФПГ продолжится. Но радужные перспективы, нарисованные директором, — в частности, он считает, что уже на первых порах сбыт возрастет с нынешних 5 процентов до 15, а это даст 40-50-тысячный прирост рабочих мест, — должны заставить всерьез задуматься все заинтересованные стороны: может, все-таки стоящее это дело — ФПГ?