X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Мы помним своих близких

30 октября — День памяти жертв политических репрессий. В этот день в Тюмени родственники погибших возлагают цветы к двум березкам недалеко от памятника воинам, похороненным в годы Великой Отечественной войны, — теперь это около дворца «Геолог». Почему именно сюда? Потому что многие даже не знают мест захоронения своих близких. Из Санкт-Петербурга санитарка тюменского госпиталя Александра Ивановна Панова пишет, что в этот день она вместе со своей двоюродной сестрой посещает Левашовское кладбище, полагая, что там покоится ее дед, уроженец села Андрюшино. Дед — Гаврила Харитонович -вынужден был уехать в двадцатые годы в деревню Жиряково, где получил земельный надел и начал строиться. Он был невероятно смышленым, трудолюбивым. И хлеб растил, и скот, и рыбу ловил, и с врагом сражался — служил бомбардиром-наводчиком береговой охраны в русско-японскую войну. Был ранен в Порт-Артурском сражении в ногу. За воинскую доблесть награжден Георгиевским Крестом. Вне политики, вне революции, жил человек, был ярым противником колхозов. Разбушевавшаяся стихия государственной ломки, коллективизации отождествила его с кулаком. Лишила земли, дома, всей собственности, накопленной личным крестьянским трудом, и изгнала в 1930-м в ссылку на Кольский полуостров.

Дед не зажился долго на мурманской земле. Он был нрава крутого. Сочли и там его за бунтаря, арестовали и сопроводили в Ленинград, в казематы Петропавловской крепости. О прибытии туда он сообщил старшей дочери, но свидания не получил. Как будто и не было его там. Все попытки что-нибудь узнать о нем были напрасны. Затем получили: «15 октября 1937 г. Панов Гавриил Харитонович осужден «тройкой» Ленинградской области по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания». В 1959 г. было сообщение о том, что он реабилитирован за недоказанностью обвинения. Eго жизнь оборвалась в Петропавловских казематах. Вот такая судьба нашего земляка из деревни Жиряково (в те годы Нижнетавдинского района).

Eго сыновьям Ивану, Аркадию, Василию, дочерям Марфе и Александре выпала доля ссылки, лишения избирательских прав. Они трудились на новых необжитых местах, в хлопотах о сохранении своих семей. Оборваны корни хлебопашества. Однако ветви дедовского дерева уже в третьем поколении дали замечательных людей — врачей, учителей, инженеров, кандидата технических наук. Следующее, четвертое поколение, унаследовав самые положительные черты, продолжает новые семейные традиции медиков.

К этой ветви отношусь и я, бывший медицинский работник. Гавриил Харитонович Панов -это и мой дед.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта