X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тбилисские впечатления

За двое суток, что я пробыл в Грузии, а если быть точным — в ее столице Тбилиси, нельзя понять эту страну, но можно попытаться; и эти короткие заметки прошу считать легким прикосновением к тому, чего раньше не видел, — Тбилиси.

Это город из детских снов, особенно его старая часть с домами, теснящимися на склонах, как ласточкины гнезда, с домами, не похожими один на другой, с булыжными мостовыми, карабкающимися вверх. Весь город тронут паутиной времени, стены в трещинах — не до ремонта, Грузия только-только оживает, словно после тяжелой болезни. Все познается в сравнении.

Мне рассказывали, что в 1994 году жизнь замирала в четыре часа дня, люди боялись выйти на улицы из-за разгула бандитизма. В этом году улицы бурлят круглые сутки. Mы рассказывали, что в прошлом году ни одно предприятие в Тбилиси не работало, сегодня работает больше половины.

Отопления в домах нет, платить за туркменский газ нечем. Пищу рядовые тбилисцы готовят на электроплитах и керогазах. Керосин завозится из Турции, зато бензин (не to румынский, не то русский) дешевле, чем в Тюмени — 1300 рублей за литр (а бензоколонки через 500 метров). Иномарок мало, в основном подержанные «Москвичи» и «Жигули».

Сергей Киселев

Средняя зарплата по Грузии -пять долларов, пенсия — около четырех, а цены чуть ниже, чем в тюменских магазинах. С 1 октября введена своя валюта -«лари», ажиотажа при обмене российских рублей не было.

Жить очень тяжело, но грузины не унывают. «Сосед всегда поможет соседу, — сказала мне одна пожилая женщина, — поделятся последним куском хлеба».

Грузинское гостеприимство -отдельная тема.

Сергей Киселев

Мое ощущение таково, что грузин готов продать последнюю рубашку, чтобы купить еды, вина и встретить гостя, как положено. А положено, как встречали гостей отцы, деды и прадеды…

В городе много женщин в черных одеждах, значит, в этих семьях есть умершие или погибшие в абхазской войне. Об этой войне мои собеседники предпочитали не говорить, словно стараясь забыть, что было. На проспекте Шота Руставели я провел короткий опрос прохожих. Подходил к шестнадцатилетним школьницам, к охранникам парламента, стоящим с автоматами у его входа, к людям среднего возраста и пожилым тбилисцам. Задавал один вопрос — об отношении к России и русскому народу после распада Советского Союза. И получал один, с вариациями, искренний ответ: «Мы вас любим». Я, живущий в Сибири, рад, что есть страна под названием Грузия, что есть грузинский народ, не отделяющий свою судьбу от судьбы России.

Сергей Киселев

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта