Николай Рябов «работает» на Григория Явлинского
Стой, компьютер! Что ты такое печатаешь? Разве ты не знаешь о том, что Центризбирком и его председатель Николай Рябов ни на кого не работают и подчиняются только закону?
Хотя, с другой стороны, некоторые недавние шаги, предпринятые Центральной избирательной комиссией, могут иметь эффект прямо противоположный тому, на который эта комиссия, кажется, рассчитывала.
Попытка исключить из нынешней избирательной кампании блок «Яблоко» может сыграть решающую роль в президентских выборах будущего года. Ведь всем известно, какие чувства наше народонаселение питает к официальным структурам и как оно охотно и сердечно откликается на любое противостояние этим структурам. Так было. И так, думаю, осталось.
Наверное, не стоит упрекать председателя Центризбиркома в осознанном желании лить воду на мельницу Григория Алексеевича. Точно также в свое время и Eгор Кузьмич, устраняя из политической жизни Бориса Николаевича, вовсе не думал, не гадал, к чему это приведет на самом деле. (Знал бы, не упрекал Б.Ч. в неправоте. Наоборот, твердил бы, не переставая: «Борис, ты прав!». Подумать только: из-за трех слов история громадной страны пошла по иному пути!). Объективно же, господин Рябов оказал большую услугу господину Явлинскому, открыто заявляющему о своем участии в президентском марафоне 1996 года. Сделал, так сказать, первый взнос.
Кстати, о взносах. Eще по тем временам, когда Николай Рябов не относился к числу сторонников президента, а числился одним из заместителей Руслана Хасбулатова, сколько творческого-запала, полемического яда выливал он на головы своих оппонентов. Eго нередко просто заносило. Может быть, и сейчас г-н Рябов в политическом азарте присваивает себе и своей комиссии не вполне свойственные ей функции толкователя законов? Хотя должен быть, по моим представлениям, их безукоризненным исполнителем.
Вот пример из местной практики.
Раилю Низамову, от «Союза мусульман», отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты. Подписные листы, представленные его инициативной группой, не приняты. Одна из причин — нет подписи (росписи- Р.Г.) сборщиков.
Хотя типовой подписной лист такого требования не содержит. А содержит такой текст: «Подписной лист удостоверяю…» И далее, под строкой, — «фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего документа лица, собирающего подписи». Вот и все требования. Окружная избирательная комиссия не признала действительными бюллетени, в которых нет подписи. Точнее, закорючки, которая у большинства из нас на бумаге заменяет фамилию, доставшуюся от отца с матерью.
Но господин Рябов, выступая на заседании Государственной Думы 11 октября, настаивал, что должна быть именно подпись. (Дитируется по стенограмме:
— Как вы понимаете, подписной лист удостоверяют. Чем его можно удостоверить? Подписью. Ну какой тут разговор может быть? Именно подписью удостоверяют, а не ногтем, ничем другим.
И вот этого, с позволения сказать, разговорчика, оказалось достаточно. Хотя удостоверить можно, например, печатью. Отпечатком пальца. Но и этого законодатель не требует, какой не требует подписи-росписи. Остальное — творчество. На кого это творчество в конце концов «работаетя, мы узнаем. 17 декабря. Вот только на демократию (нормальную демократию, без кавычек) это не работает.