X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Рожденный в Победном году

Доктор педагогических наук, академик РАО Владимир Загвязинский, доктор философских наук Николай Зотов, доктор исторических наук Наталья Носова… Ректор Владимирского университета Дмитрий Макеев, некогда начинавший свою преподавательскую карьеру на историческом факультете ТГУ ассистентом…

Декан истфака Владимир Данилов сыпал десятками фамилий выпускников, получивших ныне широкую известность и признание, ставших руководителями, учеными, исследователями высокого ранга. Не забыл и многих других, может быть, не столь знаменитых, их однокашников. Но возможно ли назвать в небольшой газетной публикации всех поименно? Пять тысяч выпускников!

24-25 ноября исторический факультет Тюменского государственного университета отмечает свой 50-летний юбилей. Рожденный в 1945-м по инициативе известного историка Павла Рощевского- как историко-филологический, он постепенно превратился в чисто исторический и отпочковал от себя еще несколько факультетов: филологический, факультет романо-германской филологии, юридический. По случаю юбилея состоится праздник историков в Доме национальных культур. Будет концертная программа, будут поздравления. А пока истфак живет своей повседневной жизнью, в аудиториях студенты постигают хитросплетения общественного развития и разбираются в роли личности в истории. Ну а декан, только что закончивший принимать зачет, сам отвечает на мои вопросы.

— Eще недавно профессия историка считалась одной из наиболее престижных. Нынче, как известно, в моде экономисты, юристы, менеджеры…

— Восемь-десять лет назад абитуриенты действительно выдерживали серьезный конкурс. Объясняется это тем, что историческое образование дает широкие функциональные возможности. Кроме школы и вуза наших выпускников можно было встретить в комсомольских, партийных, административных органах, в архивах и музеях, в журналистике. Велика потребность общества в историках и сейчас. Мы можем предложить вакансии всем нашим выпускникам. Но, к сожалению, в школе, в музее, в архиве их работа не оценивается должным образом. В первую очередь — материально. И тем не менее за последние два года ситуация изменилась к лучшему. Кроме 50 студентов, принятых по плану и обучающихся за счет федерального бюджета, в прошлом году мы набрали еще 70 человек, в нынешнем — 40. Следовательно, желающих стать историками хватает.

— «Внеплановые»учатся за свой счет?

— Как правило, за счет казны округов, районов, городов. Из собственного (родительского) кармана платят 10-12 студентов.

— В последние годы произошло переосмысление всей нашей истории. Наверняка изменились и подходы, принципы, сама методика обучения?

— Историческое образование можно разделить на две части: энциклопедическую и объяснительную. Идеальный вариант: постановка проблемных вопросов, ответы на которые студент ищет в архивных материалах, в литературе, в первоисточниках. Безусловно, историк должен разбираться в литературе, искусстве, делопроизводстве, информатике.

— В дореволюционное время каждый историк читал курс по собственным лекциям. Причем Ключевский существенно отличался, скажем, от Соловьева. Мы же предпочли единые учебники…

— Учебники были введены в конце 20-х годов, когда в высшее образование пришли люди недостаточно подготовленные. В конечном счете человека формируют не учебники, не полученный набор специальных знаний. Прежде всего, родной язык и литература, обычаи и традиции, искренний интерес к прошлому и настоящему своего народа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта