Кто же «отправил» состав на Тихорецкую?
…И вот наконец-то я попался на удочку некоей рассерженной дамы, которой так не нравятся «рогачевские обозрения». Обычно она меня поругивает через Лену Кох, но вечером в минувшую пятницу я сам сидел у телефона 26-80-50, и меня достали. Бессмысленно расписывать весь этот разговор, но одно ехидное замечание показалось мне интересным.
Собеседница, усомнившись в моей эрудиции, спросила, а знаю ль я перипетии с песней из «Иронии судьбы» Э. Рязанова с первой строчкой «На Тихорецкую состав отправится…». Eще гневная моя была права в том, что мало веселого и юморного в моих обозрениях. А «Тихорецкую» я еще с прошлого года задолжал своим читателям -помните рубрику «Был задан вопрос»?
Вот и славно, вот и поговорим сегодня о «фольклоре работников искусств», о шуточных стихах и песнях, которые сочинялись и сочиняются в любом месте и в любое время, если в неформальной обстановке, чаще -в часы отдыха, дружеских застолий и встреч, собрались, как минимум, трое хороших и творческих людей.
В советское время эти импровизированные произведения, особенно в среде шестидесятников, к коим имею великую честь относиться, дерзко и по-
бедно бодали всякий официоз и штампы, поднимали голос, стих, ноту и на очень даже серьезные «конторы глубокого бурения». Да, многие перлы граничили с хулиганством («А Сашка Пушкин тем и знаменит, что тут он вспомнил чудного мгновенья…»). Сия традиция, как вкусная зараза, была занесена на тюменский университетский, филфак в 70-е годы нашей поэтической студией, театром-pay. тиры Ольгерда Усминсксто. Она жила до 90-х годов, когда наши суперавантюристы и эстеты Мира Бакулин плюс Игорь Eмельянов объявили себя местными «митьками» — свободной шпаной кисти и пера — и на очередной студенческой «Весне», задолго до обнажений нынешних поп-звезд, предстали в весьма пляжном виде перед почтенной публикой, ошарашив ее бессмертными частушками про Льва Толстого, пробежавшего весной ‘в подштанниках, и Сергея Eсенина, проскакавшего гулкой ранью на розовом слоне.
Сам жанр был ворованным воздухом той «серьезной» эпохи, о чем О. Мандельштам сказал: «Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух». Сами же сочинения, вроде бы предназначенные для своих, для узкого круга, очень быстро расходились по стране и даже «бронзовели», будучи включенными в мюзиклы, бенефисы В. Гинзбурга, фильмы Л. Гайдая, Э. Рязанова… Так вот, «Тихорецкую» из «Иронии судьбы» пел иногда В. Высоцкий, и многие считали его автором музыки и слов. Приведу лишь первый куплет:
На Тихорецкую состав отправится, Вагончик тронется — перрон останется, кирпичная, часы вокзальные, платочки белые глаза печальные…
Хотите все слова — пишите, выписывайте «Курьер», напечатаем. И не только эту песенку. А настоящий автор — довольно известный поэт военного поколения Михаил Львовский (сведения Б.Сарнова).
В свои университетские 60-е г оды ни одна наша вечеринка не обходилась без шедевра: Ах, что за славная земля Вокруг залива Коктебля: Колхозы, совхозы, природа! (…В коренном тексте тут присутствует некоторое рифмующееся присловье, без которого русская речь, как правило, не обходится. Но из нравственных соображений мы его опускаем. — Ред.).
Но портят эту красоту
Сюда приехавшие тунеядцы, моральные уроды!
Спят тунеядцы под кустом,
Не занимаются трудом,
И спортом, и спортом, и спортом,
Не видно даже брюк на них,
Одна чувиха на троих,
И шорты, и шорты, и шорты.
Девчонки вид ужасно гол,
Куда смотрели комсомол,
И школа, и школа, и школа?
Хотя купальник есть на ней,
Но под купальником, ей-ей,
Все голо, все голо, все голо!
Сегодня парень виски пьет,
а завтра планы выдает
Завода, родного завода!
Сегодня ходит в бороде,
А завтра — где? В НКВДе
Свобода, свобода, свобода!
Пусть говорят, что я свою
Для денег написал статью,
Не верьте, не верьте, не верьте)!
Нет, я писал не для рубля…
(И так далее. — Стыдливая редакция.)
Что, не нравится последний куплет? Мне тоже, но в нем -ключ к появлению сей шутки. Она посвящена Вас. Аксенову и написана в августе 1963 г. в крымском Коктебеле. Автор -известный наш сатирик Владлен Бахнов. Он с друзьями отдыхал тогда в Доме творчества писателей, заведении весьма элитарном и престижном, а рядом были палатки молодых ребят — «дикарей». Возникло некое злое поле между писателями и «читателями».
Бензинчику в костер их «классовой ненависти» подлила статья официозного певца тех лет Аркадия Первенцева, напечатанная в центральной прессе. Ханжеские мысли ее очень точно выражены в песенке Вл.Бахнова. А прочитав ее, «читатели» осердились и даже собирались побить «писателей», ибо местное начальство, испугавшись последствий публикации, решило освободить знаменитый залив от непрезентабельных строений «дикарей».
Вл.Бахнов пошел со своей песенкой с друзьями и гитарой вечером к костру «читателей», быстро пробежала дружеская искра, «дикари» поняли, что среди «писателей» есть нормальные люди, и началась добрая разрядка, которой так не хватает сегодня. Осенью эту вещь уже пели по всей стране.
Тот же Вл.Бахнов еще в июле 1945 г. написал самый великий студенческий «хит» эпохи, который я слышал еще в начале 70-х гг. Называется он «В первые минуты…»
Вот первый куплет:
«В первые минуты Бог создал институты, И Адам студентом первым был. Он хилял налево, И гулял он с Eвой, И Бог их общежития лишил».
Здорово, да?! Хотите вспомнить всю песню? Пишите, звоните в «Курьер», и продолжение последует.