X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Как школьное утро сделать волшебным

Чем больше проблем вокруг, тем чаще мы забываемся в череде праздничных тусовок, презентаций, новомодных шоу. Никогда столько кандидатов не желало быть первыми, увы, часто любой ценой. Химеры призрачного успеха, лишенные нравственного измерения (см. сборники «Этика успеха» под редакцией проф. В. Бакштановского), больше разъединяют и раздражают.

Повальные «соревнования» на опережение, коллег особенно поразили нашу культурную среду. Сегодня, ничтоже сумняшеся, замеряют вдохновение, талант, творческую фантазию.

Против этого — простая логика.

В России стали проводить конкурсы «на лучшего учителя года» на самых-разных ступенях системы образования со всевластным и закрытым от публики жюри. Всегда любопытно, кто эти мастера педагогики, способные выделить лучшего, да ведь они (члены всяких жюри) должны хоть на слог опережать победителя. Опять решают назначенцы и начальники, а кандидатов хватает, ибо для нищей преподавательской братии приз в виде миллиона рублей — манна небесная.

Не верите? А кто-то из руководящих и направляющих еще и раздражен — лезу не в свое дело? А между тем как-то попили мы в хорошей компании доброго пивка со старым знакомым — прошлогодним лауреатом, учителем естественных наук. Поговорили душевно. И спросил я Сан Саныча (почти так), что же он был таким бледным на областном туре. Оказалось, что эта борьба противоестественна для педагога.

Подгоняешь, говорит «Сан Саныч», себя под этих людей, почему-то поставленных выше, и становишься похож на ту самую знаменитую морскую свинку, которая бегает в лабиринте эксперимента. Ссылки на западный опыт, мягко говори, удивляют. Жюри там на самом деле выдвигает версию лучшей команды, решающее слово — за учениками, прессой, общественностью, родителями.

Нет теперь у нас официального многовекового понятия «школа», есть МОУ — муниципальные образовательные учреждения. Но простите за добрую ностальгию, за верность именно школе. Так вот, осознав все перекосы в «соревновании» учителей, средняя школа № 14, что на ул. Ялуторовской, решила провести собственный смотр талантов в несколько этапов, тем самым сделав процесс определения победителей более объективным и развернутым в сторону всего круга учебных и воспитательных забот и всех его участников.

Получился многодневный школьный праздник, чьи пики приподнимали планку не только мастерства, но и самым благотворным образом стимулировали общение и научение молодой смены. Сам процесс выдвижения стал гласным, личности кандидатов прекрасно всем известны, кота в мешке просто не могло бы быть. В СШ-14 широко обсуждалось и долго принималось положение о конкурсе на звание лучших учителей. Администрация во главе с директором С.Дубонос проявила чудеса финансового гения и нашла средства для довольно приличного премиального фонда. Первый этап завершился ко Дню учителя в начале октября с.г. Большой круг кандидатов быстро образовался за счет самовыдвижения персон и выдвижения в классах. Жюри, как такового, не было, все шло как бы само собой и все было видно. Нашли сильный ход, конкурсанты демонстрировали не уроки, а свой артистизм, импровизировали, выдвигали инициативные проекты, юморили в меру своих сил. Одним словом, раскрывались как личности. Был здесь учитель в телепередаче «СМАК» и «В мире животных»…

В конце концов определилась команда на второй этап: литератор, математик, историк, физик и музыкант. Этот этап занял предпоследнюю октябрьскую неделю. Она была объявлена литературной, и все кандидаты в своих классах стали готовить вместе с ребятами вечера и викторины, спектакли и композиции. Подкинем вопросик: а почему не физическая или химическая неделя? Да потому, что литературе лучше связать все звенья в смысле труда души, общего поиска красоты и гармонии. Ведь целью определили не состязание в профессиональных рамках, а творческое общение в зоне искусства слова.

Кстати, здесь уже появилось жюри с участием старшеклассников. И физики, и лирики наконец-то сошлись не для выяснения «кто важнее и главнее». И был миг радостных открытий, новизны самого события. Подростки отправились в путешествие по «стране Гринландии» — за бегущей по волнам под алыми парусами. И бравые матросы курили папиросы в школьном Зурбагане… Вечер С. Eсенина прошел для старших классов, потом зашумело свое фантастическое «ток-шоу», открыл занавес театр-экспромт.

Начали определять места. В «тройку» вошли физик E. Проскурякова (с литературно-музыкальной композицией по С. Eсенину), музыкант Г. Янбаева (вечер «Eсенин и музыка»), математик Н. Черных (ток-шоу). Они более других коллег раскрылись как личности в своих «читательских» интересах, что несомненно отразилось на духовном самочувствии учеников.

И только на третьем этапе началась череда конкурсных уроков. Согласно версии историка И. Коптяевой, в СШ-14 возник древний город с Храмом, торговой площадью. Ученические микрогруппы постигали в деле заботы своих предков — купцов и ремесленников, воинов и гусляров.

Литератор И. Семенова так воссоздала гоголевский мир в «Тарасе, Бульбе», что ребята как бы реально мыслили в образах этой повести. Перешли в музыкальный класс Г.Янбаевой и увлеклись постижением мелодической красоты, ритма танца, песенными началами. Кстати, жюри в этой ситуации не отказалось от анкетирования публики, учло ее настроения.

Самый трудный этап — четвертый. В ноябре кандидатам выпал жребий с заданиями, которые должны были показать, кате они обогащают педагогическими находками свое мастерство. Н. Черных досталась разработка кодекса начинающего учителя. И. Коптяева развернула свою концепцию преподавания истории и основ права в современной школе. E. Проскурякова занялась гуманизацией уроков физики, показала урок-исследование. И. Семенова приобщала к большому искусству в школьных условиях. И все новые грани мастерства были увидены и оценены, итогов никто не оспаривал. А в школьную историю впервые вписали фамилии тех учителей, кто оказался чуточку впереди: Г. Янбаева, И. Коптяева, E. Проскурякова.

Первые двое будут участвовать в традиционном конкурсе на звание «лучший учитель года» в Калининском районе нашего города.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта