Борьба, откуда ты ролом?
24-26 ноября в тюменском Дворце спорта состоится интереснейший спортивный праздник. Российский спорткомитет и федерация греко-римской борьбы по праву оценки за заслуги тюменского спорта, и лично Владимира Васильевича Чебоксарова. Здравствуй, Всероссийский открытый турнир по греко-римской борьбе!
Откуда же ты родом, борьба? Видимо, многие не знают, что даже кетч своими корнями уходит в старую и добрую цирковую профессиональную борьбу, которая собирали всегда огромное скопление народа. А какие богатыри выступали в то время: Поддубный, Заикин, Шемякин… Что ни имя, то живая легенда. К сожалению, нынешнее поколение немного знает и о той борьбе, и о славных русских борцах… Курьер тех славных лет расскажет вам о них.
Проницательный читатель легко догадается, что французская борьба неспроста имеет такое название… В далеком 1845 году, ровно 150 лет назад, в Париже на ярмарке выступали три силача-борца: Мазар, Кикен и Менсанье. Они демонстрировали различные силовые приемы, а также боролись как между собой, так и с желающими из народа. Выступления борцов пользовались большим успехом. Само собой, это не могло укрыться от дальновидных, как бы у нас сказали, дельцов от спорта. И слава Богу! Уже через три года там, в столице Франции, открылась Большая атлетическая арена. Здесь впервые перед зрителями появились не борцы-одиночки, а целая группа атлетов, как их тогда называли, чемпионаты. Выступая чаще всего в цирках, переезжая с места на место, они со временем становились главным отделением цирковой программы.
Борцы получали клички, в различной степени соответствовавшей внешности, силе атлета или местности, откуда он был родом. На арене можно встретить «Льва джунглей», «Буйвола Прованса», «Змею Луары»… Как правило, приезду чемпионата борцов в город предшествовала громкая реклама. Публика ломилась в зал, неистовствовала от неподдельного восторга, воодушевляла себя и тружеников-атлетов. Когда ослабевал накал страстей, в борьбу вступала «Черная маска».
В самый разгар представления к цирку подкатывала карета, из которой выходил атлетически сложенный молодой человек, облаченный в черную полумассу. На арене, где кипела очередная схватка, он холодно (как казалось публике) взирал на происходящее в течение нескольких секунд. Затем медленно поднимал руку, прося слова. Незнакомец не утомлял внимание почтенной тики продолжительными речами и сразу предлагал свои услуги любому из борцов. Судья, для которого появление маски было полнейшей неожиданностью, пытался отказаться от рискованного предложения, ссылаясь на неизвестность господина и его намерений. Это только подливало масла в огонь. В конце концов схватка разрешалась, и в упорном поединке «Черная маска» все-таки укладывал соперника на лопатки и торопился исчезнуть… Целый день по городу бродили самые невероятные слухи об отважном аристократе, молодом гусаре или поруганном в своих лучших чувствах влюбленном. Вечером, разумеется, в цирке был аншлаг. И не беда, что «отважный аристократ» или «молодой гусар» оказывался борцом из той же группы, да еще вдобавок не самым лучшим.
Eстественно, Россия, где богатыри всегда были в цене, щедро переняла французский опыт и развила его с истинно российской широтой. Первый российский чемпионат, так же, как первый французский, состоялся в революционном 1905 году. Обозреватель одного журнала сообщал: «Петербург осатанел от международных чемпионатов французской борьбы. Именно осатанел — не подберу другого слова, если не все бывают на борьбе, то все следят за отчетами. Все почтенные сенаторы, гвардейцы, доктора, студенты, чиновники элегантных канцелярий, кокетки, приказчики, хулиганы».
Большими любителями и знатоками борьбы были Александр Блок и Александр Куприн, Владимир Гиляровский и Иван Бунин… Как-то Блок, зять нашего знаменитого земляка Дмитрия Менделеева, признался, что голландский борец ван Рилль вдохновлял его для написания поэмы больше, чем литератор Вячеслав Иванов.
При ангажировании борца наниматели всегда предъявляли к нему высокие требования! Атлет должен быть молодым, иметь красивый внешний вид, рельефную мускулатуру. Немаловажным было (и остается) умение хорошо одеваться и прилично вести себя среди зрителей. Публика ревностно следила за своими кумирами. (И сейчас, в наше время, богатыри всегда на виду, на слуху).
Хозяева охотно брали на службу борцов хорошо тренированных, как говорят, с «куражом». Они часто выполняли роль «докторов», защитников интересов хозяина. Eсли кто-то из борцов нарушал дисциплину, то нарушителя ставили в схватку с таким «доктором», который не старался быстро уложить на лопатки своего «нарушителя», а задавал ему такую трепку, что тот и думать забывал о плохих поступках…
В каждом из постоянных чемпионатов того времени были один-два негра, 3-4 иностранца-европейца. Такой подбор представлял впечатляющую картину. Борцы выходили с лентой через плечо, цвета государственного флага своей страны, некоторые — в национальных костюмах.
французская борьба имела свои традиции, правила и профессиональный жаргон. Она делилась на «бур» и «шике». Первое значило борьбу настоящую, серьезную, второе — условную, фиктивную, с изрядной долей театральности. Среди борцов были «апостолы» и «яшки». «Апостолы» представляли собой эффектные, солидные, пусть даже не отличающиеся большой силой, фигуры, «яшки» же предназначались на роли тех, кому предстояло быть побежденными.
Как мы уже упоминали, популярность лучших борцов не имела предела. Фотокарточки с изображениями Поддубного и Луриха, Шемякина и Вахтурова, Заикина и дяди Пуда (Авдеева), самого толстого борца, этакой удивительной, ноне лишенной своеобразной грации, туши, «человека с весом», как шутили тогда по его адресу современники, продавались во всех газетных киосках, украшали стены и альбомы. Борцы снимались в профиль и анфас, обязательно полуобнаженными, с руками, либо скрещенными по-наполеоновски на груди, либо заложенными за спину, чтобы мускулатура выглядела рельефней.
Увлечение борьбой захватило и провинцию. Там обычно выступления начинались с поднятия тяжестей, а затем атлет вызывал желающих побороться из публики. Eсли в городе не находилось подходящего силача-самородка, то их искали в окрестных селах. Случалось, что заезжий профессионал терпел поражение от местного «Добрыни Никитича». Например, таким богатырем в Псковской губернии был хлебороб Бурый, в Воронеже — великан Проня, в Нижнем Новгороде — Аббасов, ставший потом профессионалом, в Ростове-на-Дону — крючник Фаддей Михайлов, в будущем лучший профессиональный борец.
Знаменитые атлеты Лурих и Аберг вплоть до 1908 года прочно держали в своих руках организацию чемпионатов в европейской части России и за границей: в Дании, Швеции, Германии, Бельгии, Австрии, Венгрии и других странах.
Но в 1908 году им начали оказывать сильную конкуренцию Иван Заикин, создавший себе большую популярность в провинции, и арбитр Ярославцев.
И все-таки вне конкуренции среди арбитров всегда был основатель первого в России международного чемпионата французской борьбы на звание чемпиона мира «дядя Ваня». Eдва не самый популярный в ту пору в России гражданин — Иван Владимирович Лебедев. Фантазия этой, нужно заметить, незаурядной личности была безграничной. Eго представления во многом отличались от чемпионатов, проводимых другими антрепренерами. Специально убранный помост, чем-то напоминающий боксерский ринг, большое, до 30 человек, жюри, в состав которого входили крупные врачи, физиологи, знатоки борьбы, журналисты (желающих, разумеется, хоть пруд пруди). До него никто не додумался использовать на чемпионате музыку.
Борцов стараниями Лебедева окружали легенды, романтические и зловещие, экстравагантные и сентиментальные. «Творением» Ивана Владимировича был, например, Ванька Каин. Зал замирал при появлении на ковре верзилы исключительно мрачного вида, о котором было известно, что это страшный злодей, преступник, отбывший наказание на сахалинской каторге. Газеты подогревали ажиотаж вокруг Каина, сообщая новые и новые леденящие душу подробности.
Первая в России «Черная маска» появилась именно в чемпионате Лебедева. Первый конкурс на красоту телосложения — тоже его заслуга. И, разумеется, у «дяди Вани» всегда собирались лучшие борцы того времени: Поддубный, Аберг, Лурих, Заикин, Шемякин, ван Рилль, Клеменс Буль, Збышек Цыганевич, Кащеев… О многих из борцов написаны книги, и поэтому трудно рассказать о каждом, втискиваясь в заданный газетный объем. Но сегодня было бы кощунством не рассказать об этих легендарных личностях. Они как будто стоят за спиной. Но они были впереди нас, остаются с нами. Об этом грешно забывать.
Все возвращается круги своя. И когда я работал над этой статьей, прошелся вечером и ранним утром по тюменскому Заречью, со светлой грустью поклонился дому Василия Михайловича и Марии Александровны Чебоксаровых, родивших и воспитавших детей, и среди них — сына Володю. Посвящая эту статью Всероссийскому открытому турниру, я посвящаю ее и светлой памяти матери и отца Владимира Чебоксарова.