У закона о разделе продукции — отчетливый «яблочный» вкус
Мероприятие, которое прошло в минувшую среду в зале заседаний областной Думы, было гораздо скромнее русско-канадского семинара — и по длительности (всего два часа), и по количеству участников. Однако лица были в основном те же. На этот раз речь шла о разделе продукции (нефти, газа) между государством и всеми остальными, кто имеет отношение к ее производству или добыче.
Депутат Сергей Митрохин пояснил, что сам не относится к числу разработчиков Закона «О разделе продукции». Но как депутат от фракции «Яблоко» принимает участие в «проталкивании» этого документа, о необходимости которого так много говорят промысловики.
(Eсли попытаться грубо объяснить суть закона, то она вот в чем: разработка месторождения может вестись на основе договора, в котором заранее определена доля государства. Пока такого закона нет, у промысловиков нет стимула повышать эффективность добычи, у инвесторов нет стимула вкладывать деньги: государство в виде налогов забирает не какую-то долю, а практически все.)
Сергей Митрохин рассказал, что Совет Федерации наложил вето на вариант закона, который «Яблоку» кажется близким к идеальному. При голосовании в Государственной Думе не хватило 16 голосов, чтобы преодолеть это вето. После чего была создана согласительная комиссия, ее сопредседателями стали от Совета Федерации — Болдырев, от Государственной Думы — член фракции «Конгресс русских общин» Глазьев. (Оба -противники непринятого варианта).
«Яблоко» сумело убедить других членов комиссии не принимать пунктов, предлагавшихся сопредседателями, но те, по словам Митрохина, пошли на подлог: представили в протокольную часть свой вариант, а не тот, который принят согласительной комиссией.
Сергей Митрохин предложил присутствующим — все они имели прямое отношение к нефти, газу, а также к проблемам раздела добычи — обсудить закон, в том числе «те самые» поправки, и заверил присутствующих, что все высказанные предложения будут учтены фракцией.
Вот одна из таких поправок, на включении которой настаивал, в частности, депутат от КРО Глазьев: при разработке месторождения обязательно использовать отечественное оборудование, не ниже закрепленного в законе процента. Позиция «Яблока»: отечественных производителей надо поддерживать другими способами, например, снижением налогов. Отлучение от конкурентной среды им только повредит.
Родион Ревенко, директор СибНИИНП, тут же включившийся в. обсуждение, сказал, что, если цифра, указанная в законе, не больше пятнадцати процентов, то настаивать на исключении поправки не обязательно. «Пятнадцать процентов отечественного оборудования все равно используется». Но если процент больше -это очень плохо. Для производства. Ревенко поддержали другие участники встречи.
Большую критику участников вызвала другая «глазьевская» поправка: список месторождений, разработка которых будет вестись в соответствии с новым законом, должен быть утвержден парламентом. Все сошлись на том, что решение должно приниматься быстро, а не через три чтения, и главное — как можно ближе к разработчику и людьми, которые разбираются в проблеме.
Впрочем, считает Родион Ревенко, важно — принять закон в любом виде, «лишь бы была строчка такая — «Закон о разделе продукции». На местах, в договорах мы все равно сумеем сделать по-своему».
Александр Кряквин, председатель комитета по недрам администрации Тюменской области, предложил на тот случай, если принятие «Закона о разделе продукции» вновь будет отложено, другой вариант: разрешить отдельным предприятиям применять схему, изложенную в законе, — в качестве эксперимента.
Сергей Митрохин ответил, что Такой вариант уже предусмотрен, а также подчеркнул, что все прозвучавшие предложения очень ценны и обязательно будут учтены. Участники же встречи обещали, что будут голосовать за «Яблоко», «если оно не изменит своего отношения к «Закону о разделе продукции». «Яблочный» депутат обещал: не изменять.
***
фото: Во время семинара.