Взята… в долг
В марте уходящего года в прокуратуру Тюменской области поступило заявление о передаче взятки следователю УВД Калининского района г. Тюмени. Следствием установлено, что за полтора миллиона рублей было прекращено уголовное дело о тяжком преступлении.
(По нравственным соображениям все фамилии в публикации, кроме фамилии осужденного следователя, изменены).
В октябре 1994 года сотрудник УВД Калининского района Рим Кульбарисов (1963 г. рождения) получил для расследования производства уголовное дело об изнасиловании несовершеннолетней группой лиц. Но наряду со следственными действиями Кульбарисову пришла в голову мысль, что на этом деле можно подзаработать. И в конце ноября 1994 г. Кульбарисов вызвал Саблину, мать подозреваемого — несовершеннолетнего Латунова.
Прямо в рабочем кабинете Кульбарисов, не очень-то смущаясь, вдруг предложил прекратить уголовное преследование ее сына. И, насладившись эффектом, прямо сказал, что «гуманный» акт станет возможным, если Саблина в течение недели передаст ему полтора миллиона рублей. Предупредил: в противном случае он направит дело по обвинению сына в суд.
Для того чтобы «приручить» Саблину, Кульбарисов стал часто приглашать ее к себе.
Из показаний Саблиной:
«Каких-либо протоколов следователь не писал, расспрашивал меня о сыне, о жизни, сам рассказывал о себе. Кульбарисов постепенно нагнетал обстановку, говорил о том, какое это тяжкое и позорное преступление, которое совершил мой сын, говорил, что ему все равно придется сидеть. Говорил, что от следователя много зависит, что как он преподнесет материалы прокурору, так и будет. После этого я стала задумываться о том, что следователя надо как-то отблагодарить».
В то же время Кульбарисов воздействовал не только на Саблину, но и оказывал воздействие на отца потерпевшей Сомовой.
Из показаний отца девочки:
«Кульбарисов начал предлагать мне согласиться с прекращением уголовного дела… Мне приходилось буквально заставлять следователя допрашивать дочь об обстоятельствах дела и записывать ее показания. Кроме того, Кульбарисов сказал, что после проведения очных ставок он повезёт девочку на следственный эксперимент, с чем я согласиться никак не мог».
Саблина убедилась, что соответствующая статья УК предусматривает длительные сроки лишения свободы, и приняла предложение следователя.
Ко Дню милиции она принесла Кульбарисову бутылку водки. Взял.
Аоднажды Кульбарисов вызвал Саблину в воскресенье и назвал ей сумму. Полутора миллионов у Саблиной не было, она попробовала снизить цену, но следователь заявил, что «торг не уместен».
Побегав по знакомым, Саблина собрала деньги и в начале декабря прошлого года, прямо в рабочем кабинете, передала их следователю.
Кульбарисов на следующий же день вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении всех участников «за отсутствием в их действиях состава преступления».
Из показаний Саблиной:
«После этого мы с Кульбарисовым не встречались. Я решила, что моего сына освободили от уголовной ответственности и успокоилась».
Кульбарисов ушел в отпуск, потом отсутствовал в связи с учебой. Родители потерпевшей, обнаружив, что движения по делу нет, обратились в прокуратуру. Прокуратурой незаконное постановление было отменено, дело передано другому следователю.
Саблину и ее сына стали вновь вызывать в милицию. Тогда Саблина написала заявление.
Из показаний Саблиной:
«В разговоре с Кульбарисовым я потребовала вернуть мои деньги. Кульбарисов согласился вернуть половину, так как посчитал, что что-то сделал по делу… Но сказал, что всю сумму в 750 тысяч сразу не сможет, отдаст в течение ближайших двух недель. 25 марта в кабинете Кульбарисов вернул мне 150 тысяч рублей».
Возражая, Кульбарисов заявил следующее:
«Саблина взяла у меня 150 тысяч рублей взаймы на неделю, для того чтобы выкупить золото из ломбарда, в связи с тяжелым материальным положением. Будучи по характеру добрым, отзывчивым, мягким, я без каких-либо определенных мыслей одолжил Саблиной 150 тысяч рублей. Саблина меня шантажирует…».
В соответствии с действующим законодательством следствием были применены оперативно-розыскные мероприятия, которые позволили «услышать» беседу Саблиной с Кульбарисовым в его кабинете.
Следствие добросовестно проверило все доводы Кульбарисова и опровергло их. Собранными по делу доказательствами вина Кульбарисова была полностью установлена. Суд признал его виновным в получении взятки и определил ему наказание в девять лет лишения свободы с конфискацией имущества.