Плотина для «зеленой» реки
1 января 1996 года вступит в законную силу совместная инструкция Центробанка и Государственного таможенного комитета «О порядке осуществления валютного контроля За обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».
Наверное, ни один, даже самый компетентный, финансовый эксперт не отважится сказать, — сколько иностранной валюты ушло «за бугор» за время перестройки и первые годы рыночной экономики, сколько ее осело в сейфах зарубежных банков, вложено в различные — нередко откровенно сомнительные — проекты. И вот — наконец-то! — власть предержащие стали проявлять обеспокоенность анархией и бесконтрольностью в валютных операциях.
Мы в отделе таможенной стоимости и валютного контроля Тюменской таможни. Мой собеседник — начальник отдела, советник таможенной службы третьего ранга Людмила Eвсеенкова.
— Людмила Ивановна, инструкция распространяется на все валютные операции с иностранными партнерами?
— На валютные операции, связанные с оплатой товаров, ввозимых в Россию в соответствии с режимом свободного обращения и режимом реимпорта (товар вывезен и возвращается назад). За исключением товаров, ввозимых в счет исполнения государственных кредитов, и товаров, ввозимых из стран СНГ (при условии, что они произведены там же).
— «Челноков» она тоже коснется?
— Нет, только юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы собственности.
— Каков механизм таможенно-банковского валютного контроля?
— Согласно инструкции будет налажен обмен информацией. Таможенное оформление документов будет производиться только при наличии паспорта сделки (на каждую партию товара) и ксерокопии грузовой таможенной декларации. Импортер должен производить расчеты только со своего счета (никаких посредников). Предоплата производится только под гарантию банка…
— А если банк откажет в гарантии?
— Импортеру придется поискать другой банк, их теперь много. Либо убедить зарубежных партнеров внести изменения в условия оплаты. Только в этом случае можно рассчитывать, что товара вернется в страну ровно столько, сколько ушло из нее иностранной валюты. Определен и предельный срок операции — не более 180 дней. Затем, последуют штрафные санкции. Безусловно, предусмотрены и смягчающие обстоятельства. Например, если сделка сорвалась не по вине импортера.
— Не кажется ли вам, что этот документ появился много позже, чем следовало бы?
— Хорошо, что он появился. Крайне необходимы и другие, но их пока нет. Нет положения о бартере. Нет документа, регламентирующего экспортные операции, и сырье нередко уходит за рубеж по демпинговым ценам…