Архивариус сибирских поляков мечтает о музее
Сергей Филь — давний друг «Тюменского курьера». Настолько давний, что редактор при встрече неизменно обращается к нему: господин Альфонс Поклевский-Козелл! Вопрос — почему? — тут же отпал, как только мы переступили порог квартиры Сергея Генриковича. Здесь собраны фотографии Альфонса Поклевского-Козелл, десятки его документов и всего, к сожалению, пока очень немногое, что было написано о некогда знаменитом тюменском меценате и промышленнике. Коническая бутылка-полуштоф с отлитым фирменным вензелем, печать ведерной лавки, где разливалась продукция спирто-водочного завода Поклевского-Козелл, фамильная пороховница…
В 1995 году спиртоводочный завод в Падуне приступил к серийному выпуску водки, названной в честь прежнего владельца. Правда, и здесь не обошлось без досадной неточности: на этикетке написано «Поклевский-Козелл».
ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА
Однако Падунский завод — лишь часть наследия, оставленного сибирякам неуемным и энергичным поляком. Поклевский-Козелл — создатель первого пароходства в Западной Сибири, инициатор прокладки первого водопровода в Тюмени, главный концессионер строительства железной дороги Тюмень-Eкатеринбург. С его помощью в Сибири и на Урале построены пять польских костелов.
Сергей Генрикович сейчас работает над жизнеописанием Альфонса Поклевского и готов рассказывать о нем часами. И не только о нем.
— Выходцев из Польши, оставивших заметный след на тюменской земле, — сотни, публикаций о них — до обидного мало, — темпераментно рассказывает Филь.
Первые поляки пришли в Сибирь вместе с Eрмаком (тогда их называли литвинами). И стрелецким отрядом, посланным Иваном Грозным в помощь казакам, тоже командовал «литвин» Семен Волховский. Гарнизоны сибирских городков и острогов в те годы на 15-50 процентов составляли выходцы из Речи Посполитой.
Заселялась Сибирь поляками и позже, но, по большей части, уже не по своей воле: ссыльные конфедераты, повстанцы из отрядов Тадеуша Костюшко, участники наполеоновских войн, польских восстаний XIX века…
Себя Сергей Филь относит к потомкам последней волны польских переселенцев. Eго дед, светский художник Зигмунт Фель (родом из Львова, Галиция), в годы первой мировой войны был призван в австро-венгерскую армию, попал в плен и оказался в Омске. Затем ему удалось вернуться на родину, но в 1940 году, после ввода советских войск на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии (входивших до этого в состав Польши), вновь был сослан в Сибирь.
В тобольском и тюменском архивах хранится немало документов, рассказывающих о польских переселенцах. Они пока ждут исследователей. Ну а Сергей Генрикович с увлечением занимается этим уже сегодня, собирает материалы, приобретает за свой счет документы, фотографии, экспонаты. Готовит обширное историческое исследование о сибирских поляках. (Все это — в свободное от основной работы время). И мечтает открыть музей.
***
фото: