«Строй воздушный флот!»
Эти слова были необычайно популярны в нашей стране в далекие двадцатые годы. То было время становления отечественной авиации.
8 марта 1923 года была рождена новая общественная организация — Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Eго председателем был назначен видный государственный и военный деятель, командарм первого ранга, Сергей Сергеевич Каменев.
Не остались в стороне от этого движения, охватившего всю страну, и наши земляки. 31 декабря 1923 года создано Тюменское окружное отделение ОДВФ. Кампания, проводившаяся через городскую газету «Трудовой набат», дала свои плоды. К 1 февраля 1924 г. тюменцами собраны в фонд общества 4637 рублей 51 копейка золотом, 771 облигация золотого займа. Первым активистам вручались значки «Икар» и «Красный пахарь», сборники «Добролет», «Авиация на селе», «Красные орлы».
Уже в апреле 1924 года две тысячи жителей Тюменского округа были членами ОДВФ. 60 процентов составляли рабочие, 10 процентов — крестьяне, а остальные — служащие. Председатель Тюменского отделения Метелев мог с гордостью сообщить краевым руководителям, что только в Тюмени 624 человека стали патриотами воздухофлота, открыто два планерных кружка, на заводе «Механик» и в городской типографии, а в городском саду имени Ленина прошло театрализованное представление «Без дьявола и бога — самолету везде дорога».
В своем обращении к рабочим и крестьянам руководители окружного отделения прямо отмечали, что Тюменское ОДВФ поставило своей задачей иметь по округу к 1 января 1925 года 15 тысяч человек. Шесть тысяч к тому времени уже с гордостью носили членские билеты. Среди них были не только горожане, но и жители Ялуторовского, Исетского, Суерского, Юргинского, Тавдинского районов.
Большой популярностью в те далекие годы пользовался призыв «Помните: с миру по грошу — государству самолет». Шла активная работа по сбору средств на постройку самолета «Тюменский крестьянин».
Для тюменцев большим праздником было известие, что из Москвы в Свердловск прибыл шестиместный пассажирский самолет «Юнкере-13» с гордыми словами на бортах — «Красный Урал» и «Лицом к деревне». Ведь в этом чуде техники был и вклад сибиряков. В ноябре 1924 года самолет, ведомый экипажем в составе пилота Копылова и бортмеханика Клочко, прибыл в Тюмень и произвел семь полетов к неописуемому восторгу горожан. Воздушное крещение получили в тот незабываемый день 36 человек. 5 декабря того же года самолет совершил 12 полетов над Тобольском, приобщив к «пятому океану» еще 52 человека.
Эти события еще более усилили тягу тюменцев к небу, Павел Григорьевич Нагибин в своем обращении в Тюменское отделение ОДВФ писал: «Настоящим прошу Вас направить меня на курсы Воздухофлота, потому как я пролетарий и желаю служить в воздушном плавании Советскому правительству…». Таких заявлений было очень много.
Авторитет авиаторов рос по всей стране. О чем свидетельствовало массовое празднование второй годовщины ОДВФ в 1925 году, на котором присутствовали А.И. Рыков, М.В.Фрунзе, С.С.Каменев, а также деятели культуры — В.В.Маяковский, прочитавший отрывок из поэмы «Летающий пролетарий», и В.Э.Мейерхольд, познакомивший присутствующих со своей новой пьесой «Даешь Eвропу!».
За время существования Общества друзей воздушного флота (позднее — Авиахим, Осоавиахим, ДОСААФ) путевку в небо получили тысячи сибиряков, навсегда оставшихся «рыцарями пятого океана».