Тетя Клара — психотерапевт
«Какая она красивая! Она же вроде была старше… Нет, правда, она гораздо моложе, чем по телевизору», — пронеслось по залу, когда Клара Новикова вышла на сцену. Зрители еще не знали, что в течение вечера артистке предстоит много раз сменить возраст. Успеет она побыть и старушкой, вспоминающей о том, как ей когда-то целовал руку государь. И в тот момент, когда Клара Новикова произнесет фразу «Когда мы, дворяне, подметали улицы, они были гораздо чище», никто не усомнится, что ей — девяносто пять лет.
Ну а тетя Соня? Персонаж, безусловно, симпатичный. Но ведь тетя Соня гораздо старше Клары Новиковой. А по телевизору-то люди видят тетю Соню…
Как Клара Новикова решилась на это? Хотелось бы у нее спросить, но артистка честно трудилась на сцене три часа и имела право на отдых. Но зато во время концерта она ответила на много других вопросов — от отношения к политическим событиям до сугубо личных. Получилось интервью всему залу.
Как Клара Новикова относится к победе коммунистов? «Я не хочу, я, конечно, не за то голосовала». Но ничего дурного о коммунистах, а вместе с ними о старых временах, сказано не было — просто появился повод для небольшой истории.
«Когда я рожала в двадцать третьем роддоме, никогда не забуду, там на стене висел плакат: «Беременность — естественное состояние советской женщины»…
Этот двадцать третий роддом — он был одним из лучших. Меня Левенбук спрашивает, где я собираюсь рожать. Отвечаю, что куда привезут. «Что ты, — говорит, — сумасшедшая. Давай в двадцать третий, к Владику Копу. У него и Хазанов рожал, и кто только не рожал. Скажи, что ты от Лившица». И вот прихожу я к этому Владику Копу и говорю: «Здравствуйте, я — беременная от Лившица и Левенбука».
А почему Клара Новикова так все время ностальгирует? «Ну это же моя жизнь и жизнь моих родителей. Все мои персонажи — это или мои соседи, или друзья моих родителей, или мои друзья. Вряд ли кто-нибудь из вас согласится расстаться хоть с од-|ной морщинкой. Шутка есть такая: спрашивают человека, когда жить было лучше — при Брежневе или при Хрущеве? При Хрущеве, конечно, отвечает. Тогда бабы были моложе».
Клара Новикова не только рассказывала. Она и… слушала. Слушала зрителей, задавала им вопросы, давала женщинам померить свою шляпку (эксклюзивная модель за четыреста долларов!), играла с залом и заигрывала с мужчинами.
«Как я завидую женщинам, сидящим в зале! Их пригласили на концерт, потом проводят до дома. А меня бы кто-нибудь хоть раз проводил до работы. Мужчина, пожалуйста, проводите меня до работы. Ну до сцены меня проводите. Как вас зовут? Георгий? Мое любимое имя! Что-то мне нехорошо, тут такие крутые ступеньки, помогите мне…».
Главное — заманить Георгия на сцену. Ну а уж оттуда так просто не сбежишь, тем более от такой женщины. Пришлось Георгию выполнять все прихоти новой знакомой — приклеить усы, стать директором коммерческого банка, заказать шампанского и — самое трудное! — попросить счет с невозмутимой интонацией богатого человека.
Удалось почти все, и в награду «артист» ‘получил в качестве «счета» фотоснимок, сделанный поляроидом, — он и Клара. Кстати, на следующий день, во время закрытия фестиваля «Ханука в Сибири», он подарил артистке розы.
…После концерта Клары Новиковой куда-то пропали усталость, тревога, напряжение. Все, кого я просила поделиться впечатлениями, говорили об этом. Это потому что много смеялись. Eще потому, что пообщались с хорошим человеком. И еще… это уже из области загадочных наук о душе. Может быть, экстрасенсы или просто психотерапевты смогли бы объяснить этот загадочный феномен, зовущийся Кларой.
***
фото: ФОТО СЕРГЕЯ РУСАНОВ