X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Отцы моего юмора

Героиней последних дней фестиваля стала, несомненно, Клара Новикова. Много было красивых женщин, много остроумных мужчин, но эта актриса -красивая, остроумная, талантливая, неподражаемая — затмила всех. Зритель влюбился.

Меня она покорила тем, что не восклицала: «Я к вам на Хануку, но, собственно, не знаю, что это такое!» — и не рассказывала «еврейских» анекдотов. А то, что рассказывала — из ее детских впечатлений и наблюдений, на основе которых и была создана знаменитая тетя Соня.

…Организаторы не раз подчеркивали, что такого обилия звезд тюменская сцена еще не видела. Действительно, столько знаменитостей даже в концерте ко Дню милиции не участвует. Позвольте еще раз перечислить любимые имена: Татьяна Догилева и Михаил Мишин, Григорий Горин и Аркадий Арканов, Роман Карцев и Клара Новикова, Олег Янковский и Александр Збруев, Анжелика Варум и Валерий Меладзе, Александр Левенбук и Матвей Гана-польский, Марк Рудинштейн и Марк Розовский, Владимир Вишневский и Максим Леонидов… Наконец, имя всех времен и народов — Иосиф Кобзон. А ведь были еще менее известные, но не менее талантливые исполнители, которые радовали тюменцев за сравнительно небольшой гонорар.

Вечер юмора и заключительный гала-концерт — традиционные мероприятия «Хануки». В этот раз они, по общему мнению, удались. Только немножко омрачил веселье «Золотой Остап», показанный по первому каналу телевидения 23 декабря, как раз между упомянутыми шоу. Шутки-то у наших сатириков — многоразового использования (понимаю, что иначе хлеб не заработаешь, и прощаю. И… вновь пою дифирамбы Кларе: виват импровизация!).

Но кумиры прошлого в сердце живы. Вы понимаете? К современной «Машине времени» многие относятся снисходительно, но не забывают, что на ее песнях выросли. Нельзя отрекаться от самих себя.

Потому 22 декабря я пошла за кулисы «Вечера юмора». Искать тех, кому обязана своим чувством юмора — если оно, конечно, не было врожденным. Во всяком случае, по моей легенде, это чувство в будущем корреспонденте «Тюменского курьера» развили Аркадий Арканов и Григорий Горин.

Когда-то дуэт врачей со «Скорой помощи» стал дуэтом писателей, и хотя он уже не существует дольше, чем существовал, плоды Творческого сотрудничества навсегда соединили для нас Арканова и Горина.

— Отношения сохранились только в плане взаимного уважения. Просто мы вместе стартовали, и нам повезло,- говорит Аркадий Арканов.

— Ваши произведения появились вместе в одном сборнике — «Четверо под одной обложкой». Трое авторов сейчас очень известны: вы, Горин и Эдуард Успенский. А как сложилась судьба четвертого?

— Феликс Камов был идейным, много прилагал, усилий, чтобы уехать из страны по сугубо идеологическим соображениям. И уехал. А почему мы собрались вместе… Тогда молодому человеку трудно было издаться, ну а четверым разрешили.

— Фестиваль «Ханука в Сибири» — это для вас просто очередные гастроли или еще и праздник?

— Буду честен. Я знаю, что есть праздник Ханука, но его не отмечаю. На фестиваль должен был приехать и в прошлом году, но не смог. Очень рад, что теперь приехал. Для меня загадка, почему это все-таки в Тюмени… В Оренбурге есть еврейский фестиваль, я там был, и меня там, как и здесь, радует большое количество людей в зале, их смех…

— Чем вы занимаетесь, кроме чтения своих произведений со сцены?

— Я пишу, и не столько для сцены, сколько для себя. Печатаюсь в нескольких изданиях: «Частная жизнь», «Обозреватель»… Издаю вместе с Александром Львовым спортивную газету «Твой футбол» и пишу в нее — иронично! — о проблемах футбола. Александр — шеф-редактор, а я редактор шефа. Выходит газета с 1 сентября раз в неделю на восьми страницах.

А с Гориным… Мы были молоды и ничем не связаны, не женаты. Все время тесно общались, все время вместе.

— Когда мы молоды, хочется работать коллективом. А когда становимся старше, хочется сказать: «Выхожу один я на дорогу…». .»Выходим мы вдвоем на дорогу» уже не скажешь, иначе это не песня, а разбой получается. Так мы написали с Аркановым в нашей последней книжке, — это, как вы догадались, Григорий Горин. — Перестав быть соавторами, мы, однако, не перестали быть друзьями, и я благодарен Тюмени за то, что она нас объединила. Америкадавно просит нас выступить вместе — видимо, дуэт наш до сих пор помнится.

— Вы «ушли» в драматургию?

— Да. Сейчас две мои пьесы в Москве идут. «Королевские игры» в «Лейкоме» и «Кин IV» в театре имени Маяковского.

Горину тоже известно, что такое Ханука, но…

— Праздник существует для меня, как любой другой. Вот и Рождество католическое скоро… Хороша та страна, в которой много праздников, и в этом отношении мы молодцы — так и надо! И я доволен, что в декабре-январе благодаря указам президента еще праздников прибавилось. Чтоб уж как начали гулять, так и… После праздника юмора в Габрово — раньше мы постоянно туда ездили — производительность труда у населения повышалась в полтора раза!

Ханука… Я ж не ортодоксальный еврей, чтобы отмечать ее по всем правилам. Для меня это праздник победы духа, и то ощущение радости, которое сейчас в зале, очень ему соответствует.

***
фото: Аркадий Арканов на сцене Концертного зала имени Юрия Гуляева. ФОТО СЕРГЕЯ РУСАНОВА

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта