X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дилеры нашкодили

Чешская автомобильная компания «Шкода» запретила дилерам навязывать покупателям дополнительные услуги при покупке автомобилей. Но прислушались ли к требованию в дилерских центрах и почему этот запрет появился только сейчас?

В письме «Шкода» объяснила свое решение тем, что навязывание дополнительных услуг и комплектаций нарушает часть 2 статьи 16 закона РФ «О защите прав потребителей» согласно которому «…запрещается обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг». Но если есть такой закон, то почему раньше дилеры поголовно навязывали людям покупку «допов»?

Исходя из пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса, «…собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц». Проще говоря, дилер после выкупа машины у поставщика может устанавливать на него любую стоимость и выставлять практически любые условия. Но если заглянуть в Федеральный закон № 135 «О защите конкуренции», то, согласно шестой статье, максимальную стоимость товара устанавливает субъект, занимающий доминирующее положение, а это как раз компания, поставляющая автомобили. Но в этом законе есть множество лазеек вроде приписки «…цена товара не признается монопольно высокой (превышающей стоимость, установленную доминирующим субъектом — А.В.) в случае, если цена не превышает ту, что сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке». А значит, если одни накручивают цены на машину, то и другим можно. Да и доминирующим субъектом, согласно формулировкам в законе, не всегда является официальный поставщик, им может быть и любой другой субъект, который может «оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара», «устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов», «затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам». Тогда получается, что доминировать может любой дилер, если он заполонил половину рынка. То есть, если в городе только один представитель автобренда, то он имеет карт-бланш на установку цен и условий покупки. Так дилеры накручивают цены и навязывают «допы» на сотни тысяч рублей.

Но все эти условия перечеркивает другая фраза в пункте 2 статьи 11 135-го закона, где уже напрямую сказано, что «…продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара». Только вот представительства брендов этой возможностью не пользуются, а потому дилеры ликуют и делают, что хотят. Так, на сайте BMW написано, что у них указаны лишь рекомендованные розничные цены, у других, как, например, «Ситроен», указаны «рекомендованные цены перепродажи», у третьих напрямую сказано, что цены на сайте носят исключительно рекомендательный характер.

И вот случилось чудо, и «Шкода» все-таки воспользовалась возможностью ограничить цены и пригрозила дилерам санкциями за наценки вплоть до расторжения договора. Но заглянем в «Восток-Моторс», к официальному представителю «Шкоды» в нашем городе, и посмотрим на цены.

В зале нас встречает модель KAROQ в вариации Active. Здесь она стоит 2 миллиона 114 тысяч 500 рублей. Заглянем на официальный сайт «Шкоды», где максимальная рекомендованная стоимость автомобиля — 1 миллион 719 тысяч. Переплата составляет 395500 рублей. Хотя на листочке с прайсом и указано, что в машину уже установлено дополнительное оборудование на сумму в 189 тысяч рублей (оно не навязано, а уже установлено, раз машину можно взять прямо в этот же день в салоне), откуда взялась остальная наценка — непонятно.

Но местный консультант объясняет сразу — машины, которые стоят в салоне — прошлогодние, закупленные до приказа «Шкоды», а потому и продаются по старым ценам и уже со всеми наворотами, которые выбрал дилер.

А потому если взять модель KODIAQ, некоторые комплектации которой с прошлого года облагается налогом на роскошь, то сейчас в салоне она стоит 2 миллиона 914 тысяч 760 рублей, а у поставщика определена цена в 2 миллиона 223 тысячи рублей. Переплата — 691760 рублей. Дополнительное оборудование установлено на сумму в 567555 рублей. Остальное — наценка.

Но, если машина не нужна прямо здесь и сейчас, то при желании уже можно заказать любую модель в любой комплектации по цене, указанной на официальном сайте «Шкоды». Ждать машину, конечно, придется около полугода, зато переплачивать за машину и накупать оборудование прямо в салоне будет не нужно. Ведь всем давно известно, что любую модификацию дороже всего ставят как раз у дилера. А потому вы спокойно можете купить буквально голый автомобиль, а все примочки к нему докупить где угодно. А например, чтобы купить ту же «тойоту» в салоне или заказать ее у дилера, придется в любом случае накупить «допов» чуть ли не на миллион, да и саму машину купить с ощутимой наценкой. Так что «Шкода» — молодцы. Вот бы их примеру последовали и другие марки…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта