X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кто бы в строители пошел?

Почему строительные компании постоянно нуждаются в кадрах, а выпускники колледжей и вузов не спешат к ним? Как устроена система профессионального образования, и главное, что поможет определиться с выбором профессии, обсуждали за круглым столом представители саморегулируемой организации строителей Тюменской области и образовательных учреждений.

По мнению директора строительного института Тюменского индустриального университета Александра Набокова, сейчас в стране всего семь отраслевых высших учебных заведений.

— Они называются архитектурно-строительными университетами. На такую огромную территорию всего семь! Раньше, до создания опорных вузов в регионах, их было двенадцать, что тоже не много, — рассказывает Александр Валерьевич. — По обеспеченности бюджетными местами, которые выделяются Министерством науки и высшего образования, мы находимся на втором месте после Московского государственного строительного университета. В 2022 году на бакалавриате по направлению «строительство» планируется 758 бюджетных мест, на специалитете («инженерная подготовка», «строительство уникальных сооружений») — 22, и на «строительстве, эксплуатации, восстановлении автомобильных дорог» тоже 22. На магистратуру -120 бюджетных мест, и большие проблемы с аспирантурой: на 2022 год данные еще не получили, а в 2021 году было всего одно бюджетное место. Два года назад их было три. Это говорит и о том, что нам сложно готовить кадры и для себя.

В подготовке специалистов Набоков видит несколько проблем. Первая связана с целевым набором: 15 процентов от общего количества бюджетных мест выделяются предприятиям. Но только предприятиям с государственным участием. Таким образом отсекается часть компаний, которые хотели бы участвовать в программе, но не могут. Eсли посмотреть список членов областной саморегулируемой организации строителей, таких компаний в нем нет. У них есть возможность оплачивать обучение студента на договорной основе.

Вторая проблема связана с соотношением объема учебной программы и практики.

— Лишь один месяц из двенадцати студент проводит на производстве. Понятно, что мы выпускаем специалистов, которые больше владеют теорией, чем навыками, -продолжает Набоков. — Пытаемся привлечь студентов в студотряды. Но, к сожалению, молодежь не хочет работать в них. Хотя еще на первом курсе они получают рабочую специальность — штукатура, бетонщика, стропальщика или другую. Большой выбор.

Третья проблема: производственники часто не понимают, кто такой бакалавр, чем он отличается от инженера. А магистр? Вопросов много. Бакалавр получил диплом, его возьмут на работу, -зачем ему идти в магистратуру и еще два года учиться? Зарплата от этого не зависит, как и карьерное продвижение. Но если бы требования к уровню подготовки специалистов были более четко прописаны, то тогда магистр в общем понимании был бы выше, чем бакалавр, но не значимее, чем инженер. Это правильная расстановка приоритетов. Александр Валерьевич говорит, инженерная подготовка два года назад занимала второе место среди наиболее популярных профессий у молодежи, но уже через год опустилась на двенадцатое место. Более популярны профессии водителя, менеджера по продажам. Основной причиной Набоков называет нежелание молодежи погружаться в сложную и ответственную работу. Как и врачей, строителей готовят только очно или очно-заочно (эта форма разрешена тем, кто уже имеет высшее образование).

Четвертая: чтобы соответствовать запросу компаний, требуются большие вложения в развитие материально-технической базы. Что и говорить, проблем много.

…В строительном институте работают две базовые кафедры компаний «Мостострой-11» и «Газпром-нефть». На них традиционно высокий конкурс среди абитуриентов, но и перспектив больше. Занимаются со студентами как преподаватели вуза, так и специалисты предприятий. Все это закрепляется практикой. Для «Мостостроя-11» в этом году откроют бакалавриат, профиль подготовки объектов транспортной инфраструктуры. А для «Газпромнефти» с самого момента открытия в 2015 году взращивают инженеров по гражданскому строительству на объектах нефтедобычи. По завершении учебы выпускников ждут на предприятиях, где, как правило, они быстро продвигаются по карьерной лестнице. Вуз пытался и с другими компаниями построить подобные отношения, но дальше переговоров дело не продвинулось. Многим выгоднее взять готового специалиста, чем вкладываться в его обучение.

Ладно студенты, они уже определились с профессией. А как построена работа в школах, техникумах и колледжах?

В Санкт-Петербурге союзы саморегулируемой организации организовали строительные классы и начали профориентационную работу. Итог — больше 90 процентов выпускников этих классов выбрали строительный вуз. Eсть такой опыт и в нашем регионе — «Мостострой-11» поддерживает два школьных класса.

Профориентационное обучение ведут все техникумы и колледжи области. В Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства учат на штукатуров-маляров. В прошлом году профессию здесь получил 481 школьник. Хотя, признаться, гораздо больше желающих стать графическим дизайнером.

Многие по окончании техникума по инерции идут в вуз, а дальше происходит откат. Парни уходят в армию. Кто из них вернется в профессию, неизвестно. Также молодые специалисты обнаруживают, что заработная плата не так уж высока. В техникуме опросили своих выпускников, сменивших род занятий, и многие объясняли, что работа оказалась физически тяжелой. Но так считают в основном тюменцы. Выпускники из районов, напротив, делают все, чтобы закрепиться в Тюмени, и не боятся нагрузок.

На ваших глазах происходит что-то интересное?

Звоните нам по телефонам 46-80-50, 29-70-52, 46-49-94

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта