X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Зарека

Издавна называли тюменцы левобережную часть города так — Зарека. Осенью 1995-го ей исполнилось 400 лет.

Зарека построена на пойме реки Туры. В географическом отношении пойма — это часть речной долины, которая заливается в половодье. Но есть в пойме и более высокая часть — прирусловый вал. Он редко заливается водой, а если и тонет в ней, то ненадолго. Как раз на прирусловом валу, у самой воды туринской, и появились первые заречные дома спустя девять лет после постройки Тюмени.

Кунгурская летопись утверждает, что на месте нынешней Зареки происходило сражение за Чимги-Туру — древнюю столицу татарского государства — между татарами и отрядом Eрмака. И было это 1 августа 1581 г. В летописи есть даже изображение картины боя: слева -казаки с самопалами, справа — татары с копьями и стрелами, на Туре — казацкие струги, а с крутого речного яра кто-то важный, окруженный телохранителями, из шатра наблюдает за ходом сражения. Современная историческая наука отрицает этот факт, но из летописи, как из песни, слов не выкинешь.

После постройки Тюмени казаки косили здесь сено для своих коней и пасли их.

Осенью 1595 г. в Тюмень из Средней Азии, из Бухары, пришел торговый караван. Такие же приходили сюда и прежде, сотни лет подряд, но появление русских и связанные с этим военные действия расстроили вековую торговлю. Eдва военное противостояние пошло на убыль — купцы тут как тут с товарами и намерениями восстановить прежние торговые и хозяйственные связи.

Казаки встретили бухарских купцов приветливо, но место для стоянки в целях своей же безопасности отвели им за рекой. Часть бухарцев осталась зимовать в Тюмени. В то время воевода, князь Г.И. Долгорукий, сообщил в Москву о приходе бухарцев, возрождении торговли и ее выгоде и в ответ получил в августе 1596 г. от царя Федора грамоту, которая разрешала бухарцам торговать в Сибири беспошлинно, предписывала к гостям «бережение и ласку держать великую, и обиды б им и насильства никоторого не было, чтоб им впредь повадно было со всякими товары приезжать». Разрешалось бухарцам оставаться в Тюмени «до тех мест, как они товары свои испродадут», то есть сколько захотят. Однако этой же грамотой воеводе предписывалось строго смотреть за приезжими, чтоб они занимались только торговлей, «не лазутчили» (то есть не шпионили) и не продавали местным татарам «доспехи и пансыри, и сабли, и ножи, и топоры», и не вели других разговоров, кроме торговли.

Из оставшихся «годовать» (то есть на год, от каравана до каравана) бухарцев и образовалось в Зареке первое притюменское поселение — Бухарская слобода. Позже, в 1609 г., сюда переселили татар из Царева городища и слободу стали называть Татаро-Бухарской. К XIX веку бухарцы из Тюмени расселились по окрестным татарским поселениям, а в самом городе их практически не осталось.

Чуть позже здесь же, в Зареке, образовалась Кожевенная слобода, где занимались выделкой кож и овчин, изготовляли знаменитую тюменскую юфть. Это мастерство было завезено сюда тоже бухарцами и позже развилось очень широко. Занимались им бухарцы, татары, русские.

При воеводе князе Г. Барятинском зареченские слободы были обнесены крепостной стеной, как и сама Тюмень. Это произошло в 1640-1642 гг.

В XVII веке в Заречье сформировалась первая тюменская промышленная зона, как сказали бы теперь. Она состояла из массы мелких кожевенных заводов. Здесь было все необходимое для их работы: вода в реке, ивовая и ольховая кора в бескрайних приречных и пойменных зарослях, а рабочий люд в Сибири уже тогда был в достатке. Заводы — это, конечно, громко сказано. Что ни двор, то был завод, на нем трудилась вся семья, чужих работников брали редко.

С XVII века началось и загрязнение Туры, именно в нее сбрасывались отходы кожевенного производства. Русский народ издавна считал, что «вода все смоет», и бросал в реки всякую дрянь. Так было сплошь в европейской России, так повелось и в Сибири.

Писатель Г.И.Успенский был в Тюмени в 1888-м и в своих очерках отметил этот факт:

«… пожалел я и о самой Туре:

— Что это, как будто чем-то пахнет? — спросил я сторожа в купальне.

— Это еще слава богу! Сегодня воскресенье, заводы не работают; а как в будни да пустят они свою грязь, так чисто дохнуть невозможно!

Как раз напротив купален расположились кожевенные заводы, специальное дело Тюмени».

Кожевенное производство и теперь считается тяжелым по условиям труда, в прошлые века оно и вовсе было каторжным. Писатель Н.В.Шелгунов в 60-е годы XIX века писал о заводах Тюмени:

«Работа на кожевенных заводах трудная, многим рабочим приходится быть целый день в воде, обращение с ними крайне грубое, и принимают исключительно поселенцев, дошедших до последней степени обнищания».

Здесь же, в Заречье, обосновались гончары: глиняная посуда была незаменимой и единственной в хозяйстве, кроме медных тазов. Для ее производства тоже имелось все необходимое. В Заречье же находились овчинно-шубные, клееварные, салотопенные, мыловаренные производства, а также мануфактуры по пошиву обуви и меховой одежды, пимокаты трудились здесь же.

На гравюре «ПанорамаТюмени», относящейся к 1733 г., изображено в Заречье беспорядочное нагромождение деревянных домишек на берегу Туры и среди них церковь с двумя колокольнями, примерно на том месте, где теперь стоят руины Вознесенской (Георгиевской) церкви, построенной в камне в 1789 г. Она была первой в Тюмени двухэтажной церковью и имела еще колокольню, обращенную к Туре. Церковь — первое каменное сооружение в Заречье, имеющем вечно сырой грунт.

Б.Жученко и С.Заварихин так охарактеризовали архитектурную роль Вознесенской церкви: «Церковь играла очень важную роль в структуре тюменской застройки, вовлекая левый берег в организованное пространство прибрежной панорамы и образуя вместе с Благовещенской церковью своеобразные речные ворота. Градостроительный эффект этой композиции трудно переоценить, учитывая ту роль, которую играла Тура в жизни города».

В начале XVIII века в Заречных слободах было 142 двора. На генплане Тюмени 1766 г. видно, что Заречье застроено вдоль Туры узкой полосой в три улицы, от крутой излучины возле монастыря, примерно до нынешнего моста в створе ул. Челюскинцев. Можно узнать современные улицы Береговую, Большую Заречную и Заозерную. В западной части Заречья уже пять улиц. Далее на генплане показаны озера, обычные для поймы. Чуть ниже устья Тюменки, на Туре в Заречье — наплавной мост, от него дорога шла не по нынешней улице Щербакова (она уже помечена на плане), а вдоль реки по прирусловому валу и далее в сторону Мыса.

На генплане 1808 г. видно, что существенные изменения в застройке Заречья произошли только в восточной его части: здесь к имевшимся трем улицам в сторону поймы застроилось еще две. В центральной части, где теперь проходит улица Щербакова, и в Заозерную упирается Красноармейская, на генплане помечено озеро, застройки нет.

Генплан Тюмени 1905 г. показывает, что в Зареке улицы Береговая и Большая Заречная протянулись до крутой излучины Туры у монастыря, обозначилась улица в сторону заимки Колмогорова — современная улица Маяковского, влево от улицы Щербакова. На остальном пространстве Зареки на плане стоит одно слово — «болото».

Как и другие районы тогдашней деревянной Тюмени, Зарека часто горела и отстраивалась заново. Кроме огня жителей здесь ежегодно донимали наводнения, загоняя их на чердаки. Однако защитные сооружения тогда не возводились по туринским берегам. В 1797 г. по пути из илимской ссылки, проезжая Тюмень, А.Н.Радищев останавливался в Зареке, о чем писал в дневнике: «Приехал в Тюмень на рассвете, поставили нас на квартиру… На сей стороне города все кожевни и их очень много…». Зарека тут прямо не названа, но все кожевни были именно здесь. В 1955 г. одну из улиц Тюмени назвали именем Радищева, но находится она далеко от Заречья, там во время его приезда в Тюмень была незаселенная территория — это у железной дороги за ул.Мориса Тореза.

В Зареке жили наиболее бедные слои населения, поэтому тут совсем мало старинных деревянных домов, украшенных резьбою, каких много на правом берегу Туры и в Затюменке. Только в начале XX века, когда построили через реку первый мост, в Зареке стали селиться люди побогаче и появились добротные дома. Жилой застройке в Заречье одно время мешало постановление Тюменской городской думы 1888 г., согласно которому здесь позволялось строить только производственные здания. Спор по этому поводу докатился даже до российской столицы.

В конце XIX века в Зареке были построены из красного кирпича административные здания пивоваренного завода и овчинно-меховой фабрики. Их фасады густо украшены декором. Они хорошо сохранились до сих пор и служат образцом возведения кирпичных зданий в столь сыром месте, как туринская пойма. Правда, пример и образец не был подхвачен и развит. То кирпичное, что возведено в Зареке за годы советской власти, оставляет желать лучшего и совершенно не выдерживает сравнения со стариной ни внешне, ни по сути.

Также в начале XX века крупный тюменский купец и фабрикант Колмогоров построил себе в Зареке на пустынной излучине Туры заимку. От нее до наших дней сохранилась небольшая аллея из лиственницы, липы, тополя. Под их сенью в.1951 г. построена средняя школа N11 на ул. Маяковского.

В1904 г. летом городская управа разрешила строить в Заречье купцам Логинову и Воронцову спичечную фабрику — новое для Тюмени производство. Бертолетову соль для спичек привозили из-за границы, но осина была местная. Чуть позже начали производить фанеру. Eще до революции фабрика получила название «Пламя».

После гражданской войны началось восстановление народного хозяйства в городе. В августе 1921 г. была запущена фабрика «Пламя», а в ноябре — и фанерное производство при ней же; несколько заречных предприятий, принадлежавших ранее предпринимателям Собеннинову, Плишкину, Логинову, Кочневу, объединили в один Тюменский кожевенный завод, он тоже начал выдавать продукцию.

В ноябре 1922 г. в честь пятилетия Октябрьской революции зареченскую улицу Георгиевскую, что находилась рядом с одноименной церковью, переименовали в Красногвардейскую. На нее выходит теперь пешеходный мост из старого центра Тюмени в Заречье.

Сергей Киселев

Как до революции, так и в 30-е уже годы при советской власти, Зарека утопала в грязи и бездорожье. Здесь не было тротуаров, а улицы из-за сырого грунта редко были сухими. Местные жители жаловались властям, в газету, на отсутствие благоустройства в Зареке, В начале января 1937 г. старший экономист горплана И.Саранчин через газету «Красное Знамя» разъяснял жителям:

«Из-за низкой местности и обилия влаги климат Заречья нездоровый. Например, ул.Озерная и ряд Заозерных (было три таких улицы: 1-я, 2-я и 3-я. Позже 2-ю и 3-ю переименовали в ул. Маяковского и Островского. A.M.) свидетельствуют, что здесь было озеро. Следует ли создавать здесь новый поселок?.. Учитывая такое положение, по схеме-перепланировке города, составленной проф. Парамоновым, в Заречье запрещается всякое новое жилое строительство, а вся существующая жилая часть строений намечается к постепенной переноске на правый берег. В Заречье разрешено только промышленное строительство и строительство складов древесины, кожсырья и т.д. Необходимо снова широко обсудить возможность или невозможность существования Зареки как жилого района… Что будет стоить искусственное сооружение для ограждения поселка от наводнения?».

Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Так получилось и с Зарекой. Благие намерения не осуществились. Не знаю, сопоставил ли кто стоимость сооружения защитных дамб и перенесения жилого поселка, но Зарека уцелела и осталась.

В 1935 г. на месте спичечной фабрики построили фанерокомбинат. В сентябре 1937 г. названная выше газета сообщила о начале благоустройства на местных улицах: «До сих пор Мостовая улица (это нынешняя ул. Щербакова. -А.И.) в осеннюю пору превращалась в непроезжее болото, и это отрицательным образом влияло на все движение по Тобольскому тракту. Сейчас на протяжении 260 погонных метров улицы в пределах двух ближних к мосту кварталов уложен… бревенчатый настил, покрытый сверху стойкой в непогоду смесью щебня и песка». Дальше, само собой, цивилизация кончалась, и Тобольский тракт остался со своими проблемами наедине.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в Зареке появилось новое предприятие невиданного в Тюмени профиля. Сюда была эвакуирована часть Московского химико-фармацевтического завода имени Л.Я.Карпова. Он расположил свои цеха в помещении артели «Победа», получил также конный двор лесозавода и жилой двухэтажный старинный каменный дом. Не дожидаясь монтажа привезенного оборудования рабочие в примитивных условиях начали производство лекарств для фронта. В 1942 г. здесь уже производили 22 лекарственных препарата.

На нужды фронта работали все промышленные предприятия Зареки. Взрослым помогали дети даже начальных классов. Одна моя знакомая, прожившая всю жизнь в Заречье, рассказывала, как, учась в 4-м классе, ходила после уро ков на овчинно-меховую фабрику помогать взрослым: дети подносили де тали меховой одежды шве ям, выворачивали заготовки карманов для полушубков, вязали узлы и обрезали концы нитей и т.п. Ра бота была хоть и не «пыльная», но работали подо лгу.

За годы войны Зарека заметно выросла за счет новопоселенцев. Пойменные озера и низины постепенно засыпали землей и на их месте строили свои дома не только эвакуированные из европейской России, но и местные. В одно из озер долго сливала отходы своего производства овчинно-меховая фабрика, отчего оно имело сине-фиолетовую окраску.

И снова вернемся в прошлый век. 24 августа 1852 г. в Зареке было открыто Вознесенское приходское училище для девочек — первое учебное заведение в этой части Тюмени. Eго организовал Н.А.Абрамов (1812-1870 гг.) — известный в Тобольской губернии педагог, историк, географ, краевед, в 1851-1853 гг. он работал смотрителем (директором) Тюменского уездного училища.

После гражданской войны в Зареке имелось несколько начальных школ, среднее образование местные дети получали в школах цен тральной части города. В 1951 г. за одно лето была построена первая в Заречье средняя школа N 11 на месте заимки Колмогорова. Комсомольцы всех здешних промышленных предприятий после основной работы приходили в школу помочь строителям: подносили кирпич, раствор, убирали территорию.

В 70-80-х гг. на ул.Заозерной был организован УПК (учебно-производственный комбинат) для Центрального и Калининского районов, где школьников старших классов обучали рабочим профессиям. Там теперь находится «реальная школа».

Около 20 лет на ул. Щербакова существовало кулинарное училище, в 1994 г. оно закрылось.

Как-то так получилось, что в Зареке при советской власти так и не построили настоящего кинотеатра несмотря на изречение вождя о том что из всех искусств для нас важнейшим является кино. Главными «очагами культуры» были клубы фа нерокомбината, химфармзавода и овчинно-меховой фабрики, располагавшиеся в старинном здании на ул. Мостовой (позже Щербакова), там еще в 1920 г. был первый в Тюмени клуб рабочих-подростков, о чем свидетельствует мемориальная доска, кажется, единственная в Зареке, да библиотека им. А.С. Пушкина — напротив, через улицу.

Эта библиотека, несомненно главная культурная достопримечательность Зареки. Открыта она 26 мая 1899 г. в честь столетия со дня рождения Пушкина на деньги известного тюменского купца А.И. Текутьева, бывшего в те годы городским головой. Он же был попечителем библиотеки до 1910 г., да вал деньги на закупку литературы и содержание работников. Библиотека тогда располагалась в здании городской думы. С 1922 г. она находится в бывшем доме одного из зареченских богатеев по ул. Щербакова. С 1992 г. работает как муниципальное учреждение и называется «библиотекой семейного чтения им. А.С.Пушкина». Бюст поэта, за казанный еще Текутьевым специально для библиотеки, до сих пор здесь, в зале на втором этаже, где «племя младое, незнакомое», затаив дыхание, смотрит мультики по телику, разместившись на простор ном ковре. К несчастью, в середине прошлого декабря во время ремонтных работ в библиотеке случился пожар, пострадало здание и богатый книжный фонд.

Теперь, как и прежде, Зарека представляет собой самый неустроенный район Тюмени. Это примерно два квадратных километра одноэтажной деревянной застройки, где нет, почитай, ни одного нового дома. Почерневшие от времени и непогоды дома в разной степени вросли в илистый, вечно сырой пойменный грунт, накренились во все стороны света.

Хоть дамбы ограждают Зареку от наводнений, но весной, когда Тура наполняется водой, по законам физики вода выступает из почвы и заполняет низины, кюветы, огороды. Кроме того, жители заметили, что после постройки многоэтажных домов на Песках грунт в Зареке стал более водянистым, вода залила прежде сухие погреба и старинные подвалы под старым зданием овчинно-меховой фабрики, библиотеки А.С.Пушкина и др.

Пока еще дымят трубы промышленных предприятий Зареки. Дым, конечно, не радость, это экологическое бедствие. Один мудрец сказал: если мы не сделаем так, чтобы не было дыма, дым сделает так, что не будет нас. Но теперь дым из труб — это знак того, что предприятие живет, люди работают, жизнь продолжается и, может, улучшится. Со временем предприятия станут бездымными.

Были красивые проекты застройки Зареки, я их видел на выставке, кажется, в 1987 году. Однако под те здания, что так уютно расположили на проектах архитекторы, не забито ни одной сваи, не положено ни одного кирпича.

Будущее Зареки — все в третьем тысячелетии.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта