Троллейбус молодости нашей
Четверть века назад, в декабре семидесятого, в Тюмени был официально открыт первый троллейбусный маршрут. Люди, которых вы видите на снимке, по праву считаются уже ветеранами. Они удивительно молоды душой, искренни, приветливы. Они счастливы своей причастностью к большой семье водителей-профессионалов, всегда готовы прийти на выручку, защитить от беды.
В суете городской, в потоке машин они успевают замечать многое из того, мимо чего равнодушный человек пройдет не задумываясь. Годы, проведенные за баранкой «ласточек», -так тепло называют они свои машины — не озлобили этих людей, научив их мудрости, терпению, любви. Чего греха таить: порой мы, пассажиры, бываем чересчур требовательными и несправедливыми по отношению к водителям городского транспорта. И спохватываемся, лишь заметив в зеркале усталый воспаленный взгляд, туго перекатывающиеся желваки или случайно скатившуюся слезинку…
Войдя в салон троллейбуса, улыбнитесь водителю, хотя бы мысленно. И наверняка почувствуете, как прибавилось у «ласточки» сил, да и у вас настроение повысилось. А если у «сохатого» «отвалились рога», не спешите проклинать всех и вся -лучше полюбуйтесь, как ловко и красиво они встанут через минуту на место.
С праздником, тюменский троллейбус!
В самый канун Нового года — 31 декабря — тюменские троллейбусники отметили двадцать пятую годовщину со дня выхода на линию первого «электрического автобуса».
Впрочем, добраться от завода медоборудования до моторного можно было на троллейбусе еще в июле семидесятого. Но официальной датой открытия регулярных маршрутов считается именно предновогодний день когда тюменцы с ветерком про мчались по городской улице аж до музея.
За рулем первого троллейбуса находился Сергей Пыхтеев Eго жена, Светлана Васильев на, тоже долгое время работала водителем. Они вспоминают, как сложно было управлять маши ной после дождей или снегопадов, хотя признают, что нынешним водителям и вовсе не позавидуешь: количество транспорта на улицах заметно возросло пассажиров тоже стало намного больше, а состояние дорог… по прежнему оставляет желать.
— Общая протяженность наших троллейбусных маршрутов составляет на сегодняшний день 61 километр, — говорит заместитель начальника троллейбусного управления Вера Семибратова. — Eжедневно на линию выходит чуть больше полусотни машин, хотя уже сейчас их требуется в два-три раза больше. Увы за истёкшие три года мы не по лучили ни одного нового троллейбуса. Eсли учесть, что денег на запасные части тоже хронически не хватает, можно представить, в каких условиях приходится обслуживать пассажиров.
Веру Алексеевну хором под держали старейшие работники управления, водители, стаж которых вплотную приблизился к юбилейной отметке: Анатолий Пархута, Нина Краева, Ярмуха мед Хасанов, Людмила Якене Лариса Пупкова, Анатолий Eфа нов… За долгие годы виртуозного вождения крупногабаритных машин по их вине не произошло ни одного дорожно транспортного происшествия Но какими нервами это дается -знают лишь они сами. Не случайно в длинном перечне профессиональных заболеваний фигурируют язва желудка, бронхит, остеохондроз. Ведь до сих пор нет для троллейбусов отстойных участков, не организовано питание, нет возможности своевременно посетить туалет На конечных остановках пассажиры оголтело требуют произвести посадку и вновь трогаться в путь, невзирая на протесты водителей, имеющих право хотя бы на пятиминутный отдых. И вновь окунаются они в уличную круговерть, где в плотном потоке машин больше всего досаждают суетливые и беспардонные частники.
Из 140 водителей троллейбусов 60-женщины. Им приходит ся труднее всего. Они не ропщут, упрямо и мужественно справляются с любой задачей умудряясь оставаться нежными заботливыми женами и мамами. Кстати, здесь нередко можно встретить семейные экипажи. А вот Eкатерина Шалыгина сама провела за рулем 28 лет и дочь Марину привела за собой. Право стать водителем-наставником предоставлено Георгию Пивоваркину, а Нина Гаврилюк заслужила должность начальника маршрута. Сразу со школь ной скамьи пришла на курсы водителей Вера Лешкова, да так и не расстается с баранкой уже двадцатый год.
О многом, о разном успели мы поговорить со старейшинами троллейбусных маршрутов. Нет, не ропщут они на судьбу, которую сами выбрали. Eдинственное, о чем просили, — прислушиваться к замечаниям, учитывать их пожелания при решении транспортных вопросов на уровне администрации. То, что они, водители троллейбусов и автобусов, — сила, и немалая, доказывать не надо. И расчет прост: будет легче водителю — будет во сто крат лучше пассажиру!
Спросил напоследок, как называют они свои громоздкие транспортные средства. Оказалось, по-разному: кто «сараем», кто «сохатым», а женщины — те чаще «ласточками».
На предложение сфотографироваться отреагировали весело и шумно. Eще бы, в кои-то веки в пассажирском салоне! Узнав их на привычном месте, за рулем троллейбуса, улыбнитесь и вы им, пожелайте удачи!
***
фото: