X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дрбрые плоды

В моем университете в 60-е годы философию преподавал О.Леонов. Большая величина в науке тех лет. Частенько он прибегал к своему излюбленному «тесту», срезая студентов, ибо выслушивать всю чушь, которую они (увы, и тогда, и сейчас) несут на экзаменах, — удовольствие сродни колесованию. Очередной жертве, входившей в аудиторию, предлагалось правильно произнести название и ныне очень влиятельной западной философской школы. Это был экзистенциализм.

Варианты простирались от экзотизма до экзистенционанизма. В наши дни к такому тесту можно добавить расшифровку понятия «культурология», которое тоже добралось до нас с Запада в силу случившихся перемен после 1985 г. Аз, грешный, вынужден его объяснять и комментировать по нескольку раз в месяц. Однако успехи -самые скромные, как говорится, по глазам видно…

И вот появился наш очень достойный тюменский ответ: наконец-то вышли из печати «Материалы научно-практической конференции «Словцовские чтения», посвященной 150-летию И.Я.Словцова» (под редакцией кандидата исторических наук А.Зенько и др.). Сборник статей и сообщений подготовлен Тюменским областным краеведческим музеем. В него вошло практически все полезное и интересное, прозвучавшее на ежегодной встрече наших краеведов самого широкого круга (от бескорыстных энтузиастов из глубинки, старшеклассников до маститых ученых из столиц).

Смею утверждать, что «Материалы» стали заметным событием в нашей текущей культурной жизни. Это раз. А два -приобретя сборник в музее и прочитав его полностью, вы сами себе дадите ответ на вопрос о том, так что же это за материя такая — культурология.

Традиция проводить словцовские встречи у нас ведет отсчет с 1989 г. Начало было достаточно скромным: собирались сотрудники тюменских музеев, обменивались опытом, показывали находки и приобретения, сделанные во время летних экспедиций.

Последние три года «Словцовские чтения» стали фактически всероссийским научным форумом самого высокого ранга. Они уже привлекли внимание зарубежных специалистов. Под их знаменами ныне собираются историки и филологи, обществоведы и экономисты — словом, вся наша научная гуманитарная рать, краеведы всех рангов.

Важная деталь: многие в Тюмени и сейчас плохо представляют место и роль в местной культуре фамилии Словцовых, путают Петра Андреевича Словцова (1767-1843) с Иваном Яковлевичем Словцовым (18441907). Второй был уже потомственным сибиряком и приходился первому правнучатым племянником. Петр Словцов — личность уникальная: «В одном Словцове сосредотачивалась вся умственная жизнь Сибири, вся ее наука; он совмещал в себе целое географическое общество, целый исторический институт» (характеристика знаменитого сибиреведа Г. Н. Потанина).

Но основал наш музей Иван Словцов, не менее выдающийся деятель российской культуры, ученый, педагог, краевед. В ноябре 1994 г. нашему музею исполнилось 115 лет, самому И.Словцову — 150, а области -50. Последнее обстоятельство, особенно в организационно-материальном плане, очень помогло проведению «Чтений», вот и сборник, хотя и с опозданием на год, вышел в приличном полиграфическом виде, а портрет нашего замечательного земляка, по поводу которого так и хочется повторить чеховскую мысль о прекрасном в человеке, украсил обложку.

Сама же энциклопедическая эрудиция И.Словцова, широчайший круг интересов и изысканий словно определили содержание разделов наших «Материалов». Впервые в местной практике такого рода работ дана компетентная оценка значимости занятий тюменских краеведов, названы их имена, «расписаны роли». А разделы такие: региональная история, культурология и музееведение сменяются представлением коллекций, опытом организации музейной работы, рассказами об архивных находках, о местном фольклоре и литературе. Интересного столько, что одно лишь перечисление авторов помещенных материалов и заглавий их статей заняло бы несколько наших обзоров. Прошу у авторов прощения, ибо вынужден очень субъективно выбирать всяческие достойные вкусности для своего читателя.

Вот клянем мы (и во многом справедливо) перекосы в «протекающих» реформах, но хватает и хорошего.

Ну разве могла бы в недавние годы опубликоваться М. Каракуленкова со статьей о тюменском ломбарде? Мы узнаем о том, что с открытием его в конце XIX в. в городе появилась конкуренция частным ростовщикам и банковским конторам. Так, контора Андреева понизила свой ссудный процент с 36 до 18 годовых, «признав этим, что и такой процент может прокормить большой штат служащих и дать кроме того, большие барыши» («Тобольские губернские ведомости», 1894, №23). Хе-хе, интересные параллели возникают с днем текущим.

Приятный холодок полета в запредельные миры захватит вас, когда будете читать о ритуальном костюме в шаманской традиции обских угров у А. Богордаевой. Одна деталь — в нем соединены все семь уровней деления Вселенной, нижний, средний и верхний миры. А надевая особый пояс, человек оказывался как бы во внутреннем защищенном пространстве.

Привлекают подробности жизни сибирской крестьянской усадьбы в статье И. Битюковой. Талантливо показано миростроение шаманов у обских угров, его отражение в народном искусстве, в исследовании Т. Борко. Оказывается, образу культурного мифологического героя у ханты соответствует Нуми-Торум, «он укрепляет поясом Уральских гор Землю, лепит или вырезает из сердцевины лиственницы людей, обучает их ремеслам и промыслам».

Как всегда, устремлен в неизведанное В.Чупин. На этот раз он занялся изучением отечественного медного литья, от которого пренебрежительно отмахивались коллеги. Кому, мол, нужны все эти змеевики, пластинки — эрзацы кустарной культуры? Но с недавних пор литая медная пластинка России стала считаться особой разновидностью древнерусской скульптуры, рельефной миниатюрой, крупным художественным явлением XII — начала XX веков.

«Минувшее меня объемлет живо»?! Нет, не только, оно духовно и культурно освещает настоящее, дабы каждый из нас уже сегодня стремился жить достойно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта