X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дымит «фанерка» -значит, жива

Эта толстая красная труба фанерокомбината с постоянным черным дымом над ней изрядно надоела тюменцам, а местные экологи давно на нее имеют зуб. Однако в нынешней исторической обстановке хоть и понимаешь, что дым ужасно вреден, но, глядя на эту дымящую и чадящую, воняющую, коптящую небо трубу, где-то и радуешься: смотри, дымит «фанерка» — значит, жива, есть работа у людей, кому-то нужна ее продукция.

Слово «фанера» у многих ассоциируется с чем-то грубым и невзрачным. Недаром появилось выражение: «Пролетел, как фанера над Парижем». Недавно мне удалось посмотреть, как делают фанеру на нашем комбинате. Конечно, дело это своеобразное, но «грубость» фанеры зависит от ее сорта. В годы Великой Отечественной войны фанера была стратегическим материалом. Наш фанерокомбинат выпускал ее четыре года днем и ночью. Из тюменской березовой фанеры делали легкие самолеты, на которых по ночам летали бомбить вражеские объекты советские летчики и летчицы, знаменитые «ночные ведьмы», столь красочно и вдохновенно описанные военным корреспондентом Константином Симоновым в очерке «Рус фанер!».

Из фанеры делали и делают лодки, легкие катера и много еще чего, не говоря уже о мебели. Где-то в тюменских березняках лесорубы вынимают из березовых тел самые ровные части без сучков или с минимальным их количеством. Шоферы доставляют этот фанерный кряж на комбинат, где он распиливается на «чурак» — отрезки длиной 1,65 м. В бассейнах на берегу Туры чурак пропаривается в воде, нагретой в любую погоду до 40 градусов, подается транспортером в цех и зажимается в шпиндели лущильной машины. Чурак вращается вокруг продольной оси, а ножи снимают с него слой за слоем древесину, будто разматывают свиток березового полотна. Оно укладывается на специальный стол и разрезается на части определенной длины. Получается лущеный шпон.

Шпон сортируют по качеству, высушивают до влажности 10 процентов и на специальной машине промазывают с обеих сторон фёнолформальдегидной смолой или бакелитовым лаком (в зависимости от сорта) — продукцией нашего же завода пластмасс.

На столах рабочие вручную укладывают шпон в стопки, чередуя сухие и смазанные листы через один. В зависимости от сорта число слоев бывает разным. Будущие листы фанеры в собранном состоянии выглядят невзрачно, этакой кучкой тонких щепок неопрятного вида. Но вот рабочие кладут их под горячий пресс, выдерживают необходимое время и вынимают уже фанеру. Когда у листов обрежут края, получается готовая продукция, та самая фанера, которая дала название всему комбинату.

Спрос на нее есть и внутри России, и за рубежом купить ее не прочь. Везут тюменскую фанеру во все стороны света.

Однако комбинату тяжело. Износились и требуют обновления оборудование и машины. Пришлось сократить производство и уволить часть рабочих. Оттого и труба чадит — нужна установка для очистки газов. Оттого и контора комбината до сих пор находится в том же здании, что появилось в годы второй пятилетки, когда строился комбинат, — в 1935 году. Другие за это время отгрохали себе из . стекла и бетона офисы, а фанерокомбинат живет в прежнем историческом доме с памятной доской у входа, напоминающей каждому, что здесь, на низком берегу Туры, тоже ковалась Победа.

В прошлом году фанёрокомбинату исполнилось всего 60 лет — для промышленного предприятия это не возраст. Лучшая жизнь у него, конечно же, впереди.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта