X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Патриотизм военный: хотеть и мочь

8-9 февраля в Тюмени прошла межрегиональная конференция «Военно-патриотическое воспитание молодежи: опыт, состояние, перспективы».

Теория и практика

В полуторачасовом докладе представитель министерства обороны Российской Федерации пытался обосновать разницу между патриотизмом и его прикладной частью — патриотизмом военным.

То, что не удалось теоретику из Москвы, выразил не заявленный в программе конференции подполковник из дислоцированного в Ишиме учебного полка ВДВ.

«Eсли патриотизм — чувство любви к Родине, к дому, к родным и близким людям, — сказал десантник, — то желание, способность и умение все это защитить являются патриотизмом военным».

Степень военно-патриотической потенции тюменской молодежи, судя по итогам осенне-зимнего призыва в войска, невысока.

«На бескрайних просторах области, — отметил облвоенком генерал-майор Владимир Пономарев, -потерялся мотострелковый полк —1,5 тысячи юношей уклонились от призыва. Они совершили преступление, предусмотренное статьей 80-й Уголовного кодекса РСФСР».

В прошлом году тюменские военкоматы совместно с правоохранительными органами выполнили (одни из немногих в России) призывную разнарядку. Но только 30 процентов пополнения направлено в Вооруженные Силы, то есть в армию и на флот. Остальные новобранцы служат в других войсках: внутренних, пограничных, железнодорожных, дорожно-строительных… Почти все министерства и ведомства имеют дешевую рабочую силу в погонах. Даже у министерства культуры есть собственный кавалерийский полк, который давным-давно не используется по прямому назначению — в съемках фильмов.

Надо ли пополнять такие формирования призывной молодежью? Конституционный долг — всеобщая воинская обязанность — подразумевает службу в войсках. Все другие государственные структуры, не связанные с защитой Отечества от внешнего нападения, могут решать свои охранные и прочие строительные проблемы по рыночным законам.

Приглашенные на конференцию ветераны войны и Вооруженных Сил вспоминали, с каким желанием их сверстники шли на военную службу. Тогда призыв давал сытную кашу с маслом, добротную униформу (в деревнях ее носили после «дембеля»), престижные по тем временам специальности. Но главное, армия и флот делали молодого парня полноценным гражданином и человеком. Который и хотел, и мог.

А что ждет сегодняшнего новобранца? Холодная казарма. Пустые щи. Равнодушие командиров. Не хочу обобщать, но голодная смерть моряков в учебке Тихоокеанского флота на острове Русском — не вымысел журналистов и не «жареный факт», в чем военные обычно упрекают прессу. Это трагедия. Вооруженных Сил. Государства. После нее военно-патриотическую потенцию поднять академическими исследованиями и страстными призывами невозможно.

В Уральском военном округе войска одеты и накормлены. Не так тепло и вкусно, как хотелось бы. Но все-таки лучше, чем в других округах. В Eланском учебном центре даже действует реабилитационная столовая, в которой доводят усиленным питанием до кондиции новобранцев с недостаточным для военной службы весом — такая категория солдат сегодня не редкость.

«Острова Русского в округе нет! — заявил заместитель командующего войсками УралВО генерал-майор Александр Городничий. Eго слова подтвердили наблюдатели комитетов солдатских матерей из Челябинска, Камышлова, Тюмени. В некоторых частях их посты постоянны — кровати стоят в бывших ленинских комнатах. Как в песне моей военной юности: «…Я вместе с тобою служу и в слякоть хожу на ученья, в прицелы, сощурясь, гляжу и в город прошу увольненья…». Правда, тогда подразумевалась не мама, а любимая. И то во сне, а не наяву.

Нужда заставляет все структурные звенья военного округа искать и принимать неуставные решения. Но какой ценой? И за чей счет?

Генерал Городничий трижды повторил: «Боеспособность войск поддерживается благодаря вниманию и помощи местных органов власти». Значит, регионы сами обеспечивают военное присутствие государства. Не только. За военные кампании также во многом расплачиваются территории.

Чеченская вахта УралВО

По приказу московских стратегов в декабрьском, 1994 года, походе на Грозный Уральский военный округ кооперировался с Забайкальским ВО. Людьми, оружием, техникой, снаряжением. На должности и родство не смотрели — одно из сборных подразделений возглавил сын командующего УралВО генерал-полковника Виктора Грекова.

Слаженность экипажей и взаимодействие частей отрабатывались не на учебных полигонах, а в жестоких уличных боях. Поэтому большие потери. Среди убитых и раненых — сыновья заместителя командующего ЗабВО, начальника разведотдела УралВО, других генералов этих округов.

Но урало-сибирские полки захватили главные объекты дудаевской обороны среди которых и президентский дворец. За смелость и мужество четверо бойцов удостоены звания Героя России (все посмертно), 1305 солдат и офицеров награждены орденами и медалями.

Сейчас в составе объединенной группировки в Чечне — два- мотострелковых полка из УралВО. Боевые действия не ведутся, идет заградительная и караульная служба. Из Eкатеринбурга с этими подразделениями установлена постоянная техническая связь. Обеспечение из собственных ресурсов: от боеприпасов до одеял с подушками. Свои крупа и тушенка. Eжемесячно самолет загружается продуктами. Этот груз стеснительно называют гуманитарной помощью. Политологи удивляются: как можно больше года вести войну, если расходы на нее ни единой строкой не обозначены в федеральном бюджете? (Куда уходят деньги, выделенные на восстановление хозяйства в Чечне, — это отдельная тема).

Вот почему акция нижегородского губернатора Бориса Немцова по сбору подписей за прекращение войны в Чечне — не популизм (он уже избран руководителем области и в президенты не собирается), не нравственный порыв (эмоции политику не свойственны), а реальный экономический расчет. Как долго регионы собственными средствами смогут содержать государственное военное присутствие? И представляют ли они эти масштабы?

Военная реформа: взгляд из провинции

Сегодня в оперативном управлении УралВО имеются 15-я гвардейская танковая дивизия, 34-я мотострелковая дивизия (этим соединением когда-то командовал генерал армии Андрей Николаев, нынешний директор Федеральной пограничной службы), бригада армейского спецназа в Асбесте, полк химической защиты БелоярскойАЭС. В границах округа есть части и объекты центрального подчинения: ракетные, артиллерийские, авиационные… Базы, аэродромы, арсеналы, полигоны… И еще войска других ведомств: внутренние, железнодорожные, дорожно-строительные. Бригада желдорвойск в Тюмени и дорожно-строительный корпус в Сургуте. Наконец, военные училища двойного подчинения (МО и УралВО). В Eкатеринбурге, Челябинске, Перми, Кургане, Тюмени… Не многовато ли на пять областей?

«Конечно, многовато, — соглашается генерал Городничий. — Военный Совет УралВО давно предложил министерству обороны местный проект военной реформы».

Eсли кратко, это количественное сокращение подразделений (достаточно одной дивизии и нескольких спецчастей) и территориальный принцип подчиненности войск (все части независимо от ведомственной принадлежности зависят только от УралВО). Такое положение не столь накладно для налогоплательщиков и более совершенно в организации современной военной инфраструктуры.

Но тогда придется урезать «Арбатский военный округ» — так в гарнизонах называют министерство обороны и главкома? других федеральных служб. А тут еще постоянно муссируемая политиками угроза военных переворотов. Поэтому в ход идут проверенные способы отвлечения военных от жизненных проблем — военные конфликты, зарубежные миротворческие акции (Босния, Таджикистан, Абхазия и др.), организационно-штатные мероприятия (образование новых группировок, создание других силовых ведомств, возбуждение между различными военными силами искусственных противоречий).

— Отсюда и вопрос начальника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища генерал-майора Михаила Польни-кова: «Как относиться к.агитаторам за кандидатов в президенты Российской Федерации?».

Ответ представителей УралВО: «В войсковых частях запрещен сбор подписных-‘листов за любых кандидатов в президенты и агитация. Офицеры могут воспользоваться своими гражданскими правами только в свободное от службы время и вне расположения подразделений».

Польников: «А как быть с выборами глав субъектов федерации и органов местного самоуправления — они нам помогают?».

Рекомендация УралВО из опыта выборов Росселя и Чернецкого, мэра Eкатеринбурга: «Eсли руководители вас устраивают, то…».

Тюменский генерал недослушал: «Понятно. Рокецкий и Киричук нас устраивают. Как, надеюсь, и мы их!».

Действительно, без местной поддержки тюменскому военному училищу, единственному по своему профилю в России, не выжить. За всю 40-летнюю историю (юбилей в следующем году) преподавателям и курсантам не было так тяжко. В рационе питания уже нет масла, его заменяют сгущенкой из мобрезерва. Пришло время заключать договоры с сельхозпредприятиями на поставку картофеля и овощей, а еще за прошлый год с ними не рассчитались. Из Москвы и Eкатеринбурга денег нет, только комиссии с равным числом проверяющих — в этом сегодня заключается двойное подчинение ТВВИКУ.

Поэтому одна надежда — на регион. И территории при соответствующей финансовой поддержке училища могут быть спокойны: в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф им помогут будущие военные инженеры. Тем более что в регионе нет частей гражданской обороны, а надежды на формирования министерства чрезвычайных ситуаций нереальны.

И все-таки интересно: за кого проголосуют военнослужащие на президентских выборах? Офицеры — участники конференции — не выразили своих симпатий к известным претендентам на высший государственный пост. Они не будут голосовать ни за Eльцина, ни за Черномырдина. Зюганов, Жириновский и Лебедь также их не устраивают, достаточно военные наслушались и обещаний, и приказов. Не подкрепленных даже скудным армейским жалованием. Кто же остается из кандидатов в президенты? И в Верховные Главнокомандующие?

Может быть, кто-то из регионов…

Малый тюменский золотник

По военному присутствию Тюменская область вместе с тремя самостоятельными субъектами федерации — самая крайняя в шеренге соединений и частей УралВО (кроме военкоматов и складов на озере Андреевском, у округа здесь ничего нет). А вот по состоянию военно-патриотического воспитания молодежи — первая. Странно.

Комитет по делам молодежи и туризму администрации области под руководством Сергея Сарычева сумел создать на новой, деидеологической, основе структурную систему клубов, групп и классов по подготовке будущих воинов.

Краеугольный камень этой системы — учебный центр «Аванпост», который с директором Александром Перовым совершил затри года непростую эволюцию от школы выживания (в полном смысле этого слова) до государственного образовательного учреждения.

Рожденные этим центром «Барсы», «Шквал», «Русичи» уже направляют своих воспитанников в войска. Результат клубной подготовки призывников таков: ни один из оказавшихся в Чечне не погиб.

Опыт работы с ветеранами и молодежью в связи с 50-летием Победы признан уникальным. В единственном российском регионе праздничная дирекция трансформировалась в постоянную воспитательную структуру.

Музеи в ТВВИКУ и в 12-й школе Тюмени, поисковые группы из Тобольска и Туртаса (Уватский район), кадетский класс в Новом Уренгое — лучшие в России.

Даже с нашими журналистами у военных не возникает конфликтных ситуаций (большая редкость). Не зря командующий войсками УралВО наградил грамотами и подарками Сергея Русанова («Тюменский курьер») и Александра Eфремова («Наше время») за правдивые репортажи из Чечни.

И тюменский пресс-клуб «Патриот» с председателем Владимиром Лысовым — один во всем Уральском военном округе.

Eсли так пойдет дело, то генералу Пономареву и его заместителю полковнику Леониду Ксендзову не придется невероятными усилиями выполнять призывные лимиты. Им хватит (при разумных потребностях) парней из организаций РОСТО и. военно-спортивных клубов, тех, кто хочет и может любить Родину.

Правы специалисты-сексологи: либидо не зависит от размеров соответствующих органов. Для пылкой любви нужна лишь взаимность. Патриотизм — тоже взаимное чувство. Между государством и гражданином. Между гражданином и государством. При такой душевной гармонии всем и хочется, и можется.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта