Прежде чем стиснуть зубы, покажите язык
Мы заметно осмелели за последние годы.
В магазине, в больничной палате, в автобусе или на кухне мы выкладываем друг другу все, что думаем по поводу происходящего. Добрых слов для сегодняшней жизни не находим. Про то, что было, мнения разделяются. Прогнозы на завтра тоже сильно отличаются. Выговоримся усталыми, взвинченными голосами -. и расходимся, помирившись на одном: поживем -увидим.
И живем дальше. И видим то, что составляет эту нашу единственную жизнь. То, из чего мы сами ее составляем. Порой из зависти и лени, считая, сколько у соседки появилось новых платьев, в который раз сосед вернулся из-за кордона, гадая, на какие «шиши» ему это удается…
Можно составить жизнь и по-другому: приучить всех домашних ступать по одной половице, заявив однажды и навсегда — в этом доме никто, кроме вас, не может ничего сметь и хотеть. Или подать в суд на соседку по даче, заранее зная, что ваши притязания, мягко говоря, надуманны и совершенно беспочвенны, но оттяпать чужой землицы ну очень хочется…
Eще вариант: не верить никому и ничему, кроме слухов, а всех, кто что-нибудь в своем деле смыслит и достаточно образован, объявить «шибко умными» и обещать вывести на чистую воду…
Eсть масса вариантов жить и не видеть того, что губит эту единственную жизнь, не дает порваться из опостылевшей нищеты, безобразит душу, лишает и покоя, и гордости, что рвет связи между людьми и даже близких разводит по враждующим лагерям.
Мы осмелели. Но стали ли мудрее? Как живем — то и видим. Злые и скучные — вот и серость вокруг.
А что, кроме бесконечных разговоров о несносной сегодняшней жизни, требуется от нас для жизни завтрашней?
Рискну предположить — чувство юмора. Строгий гражданин и никогда не сомневающаяся в себе гражданка возразят: нам, мол, не до юмора, не до смеха и даже не до улыбок сейчас. Кругом раздрай, неплатежи и уголовщина! Плохо, бедно, страшно живем. Нищенствуем, побираемся, грыземся…
Но ведь живем и помирать не собираемся. Даст Бог — выживем. И не только верой и надеждой, но и неистребимым в нас чувством юмора, шуткой, острым словом, соленой частушкой. Они сегодня — как глоток кислорода, как витамин в скудном весеннем рационе. Давайте чаще смеяться. Eще Гейне писал: «Я никогда не думал, что можно так хохотать, глядя на себя в зеркало».А великий Гоголь советовал при этом не пенять на «кривые» зеркала. Юмор — поистине спасательный круг на волнах жизни. Ведь даже власть без чувства юмора — уже обреченная власть. В канун выборов эта мысль как никогда актуальна.
Из множества кандидатов лично я отдам предпочтение тому, кто не утратил способности смеяться, глядя на себя в зеркало.
На днях видел в поликлинике человека, пытавшегося попасть на прием к врачу без очереди. Eго чуть не затоптали, но при этом одарили блистательным фольклором, озорно, весело, беспощадно облепив язвительными ярлыками. Бедняга едва ноги унес.
Настоящий журналист, даже смеясь, показывает зубы. Eсли они у него еще остались…