X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Он был вторым после Петра Великого, кто прорубил окно в Европу

Так образно определил роль творческого поведения в нашем искусстве 40-60-х годов тюменца Глеба Романова замечательный композитор Оскар Фельцман. Оказывается, его дебют в кино уже далеких от нас 50-х годов был связан с главной картиной в жизни нашего земляка «Матрос с «Кометы». То поколение где только не пело: «Тот, кто рожден был у моря…». Лишь горячий всенародный прием этой песни спас ее от ока заидеологизированных охранителей той поры, а вместе с тем и способствовал удачной карьере композитора.

Он же и рассказал о втором окне в Eвропу. Мир европейской и латиноамериканской песни прорвался в Советскую страну благодаря нашему «человеку-оркестру» Г. Романову, запевшему тогда почти на 20 языках. «Человек-оркестр»! Так на Западе величают великих артистов, изумительно работающих во всех жанрах искусства. А тюменец не только пел, танцевал, играл на многих инструментах, он был еще и кино-драматическим артистом, постановщиком и сценаристом. Но судьба его была трагична, полна крутых взлетов и падений и слишком коротка: 1920-1967.

Об этой судьбе ГТРК «Регион-Тюмень» сняла специальный телефильм. Хронометраж 50 минут. Автор — Ю.Коваленко, которая давно ведет журналистский поиск, посвященный Г. Романову. Режиссер С. Задорожная, оператор А.Мойсов. А хронометраж указан специально, ибо создатели этого талантливого фильма не стали его перемонтировать, сокращать до 30 минут — столько времени должны занимать в эфире ленты, включенные в официальную программу IV традиционного фестиваля «Белые пятна истории Сибири». Так в очередной раз не повезло Г.Романову. Но в качестве сатисфакции и под грифом фестиваля фильм показали по областному телеканалу в минувшую субботу вне конкурса.

В это странное время появление у нас такого историко-доку-ментального произведения, выполненного кропотливо и основательно, достойно и убедительно восстановившего для нас уникальную биографию художника-артиста Г.Романова, выглядит большой творческой удачей. Видеоряд насыщен архивными материалами, вырезками из периодики тех лет. Авторы сумели отобрать значимые и эмоционально насыщенные эпизоды из кинофильмов, в которых снимался наш земляк: «Молодая гвардия» (Г. Романов учился во ВГИКе в мастерской большого советского мастера, кинорежиссера С.Герасимова), «Матрос с «Кометы», «Попрыгунья».

Помимо О.Фельцмана о тюменце перед камерой рассказывают его дочь, друг детства Н.Беспалов, актриса И. Макарова, режиссер С. Самсонов… Ю. Коваленко удалось точно установить многие темные пятна в судьбе артиста, показать его уникальный духовный мир и даже таинственную предопределенность самых роковых событий, которую он ощущал. Обрушился колумбарий, в котором хранилась урна с прахом Г. Романова. Сейчас она покоится в новом помещении в Москве. Волнует одна из версий большой драмы артиста, когда случайно выброшенная за борт пустая бутылка из-под шампанского на Сахалине попала в чью-то голову, и он был осужден.

Развенчана дурная легенда о его пристрастии к алкоголю. Г. Романов долго не пил, но очень страдал от приступов бронхиальной астмы. Он работал самозабвенно и искрометно, рядом от изнеможения на съемках «Матроса с «Кометы» валилась с ног съемочная группа. Но «скорая помощь» дежурила на площадке в основном из-за него. И лишь приступы болезни были перерывами в работе.

И еще одна горькая подробность, осложнившая последние годы жизни Г.Романова. Кто-то «помог» ему, сказал, что приступы хорошо снимает добрая порция коньяка. Как говорил один наш лидер, после этого уже «процесс пошел»…

Сопереживаю, радуюсь, и горюю. Восстановлена необыкновенная и яркая страница в культурной жизни нашего города. Какой был человек, как он сжигал себя и каким сильным было притяжение его доброго творческого огня! Вот эпизод из воспоминаний: в 50-е годы Г. Романов вынужден был играть на сцене «театра киноактера», практически он кормил коллег, ибо зритель валом валил на его имя.

, Фильм, конечно же, надо дорабатывать, точнее представлять его участников, необходимы титры и справки, параллели с историей нашей страны. Не всегда удачно появляется в кадре ведущая поиск Ю.Коваленко. Только что наплывом прошли кадры — ведущая листает личное дело артиста, потом камера держит ее в кадре, и она вынуждена «разыгрывать» свои раздумия. Почему бы не сделать врезки, когда Ю.Коваленко читала документы?

Возможно, что-то не захотел договорить С.Самсонов, не хватает комментариев. Почему-то ничего нет про последний приезд Г.Романова в Тюмень в начале 60-х годов, когда он выступал в Доме офицеров (теперь там вывеска: «Учебный театр Тюменского института искусств и культуры»). Неужели местная пресса никак не откликнулась на этот концерт?

И все же я повторю самую похвальную оценку нового телефильма — «Парень из нашего города». Ведь нам помогли заново открыть жизненные метаморфозы и драму артиста, про которого герои ленты говорят: это был человек с очень сложным характером, но его любили все.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта