В поисках «белых пятен»
Это — не рецензия. Просто некоторые мысли на полях телевизионной программы.
Так уж получилось, что впервые за последние годы у меня появилась возможность вечер за вечером сидеть у телевизора. К моему удовольствию, эта возможность совпала с фестивалем «Белые пятна истории Сибири».
Когда-то и сам фестиваль станет историей. Созданные почти двумя десятками студий фильмы будут восприниматься, как цельная мозаичная картина — наш взгляд на историю Сибири из 1996 года.
А пока… Пока мы можем брать отдельные части — осколки будущей мозаики, и рассматривать их.
Вот осколки, которые застряли в моей памяти…
Самое сильное впечатление произвела «Тайна Поросенкова лога». О том, как искали — и то ли нашли, то ли не нашли, то ли нашли не совсем — место захоронения царской семьи. Это — самая драматичная лента из тех, что я увидел в понедельник и вторник.
Драматизм фильма не в том ужасном, что случилось в доме инженера Ипатьева 17 июля 1918 года (какое тут «белое пятно»!). Он в том, что до сих пор мир, не знает всей правды о преступлении. У каждого из тех, кто говорит с нами с экрана (писатель Рябов, краевед и геолог Авдонин, руководитель российского дворянства князь Голицын), своя точка зрения, своя правда, свои сомнения. И как драматично, что благородная цель не объединила, а разъединила участников розыска! Как трагично и предостерегающе повторяются в тексте слова Войкова: «Никто не узнает, что мы сделали с ними…»
Eще замечу, авторам этого фильма особенно повезло: перед их камерой такие страстные, такие профессиональные собеседники, четкие, эмоциональные, мыслящие…
Здесь — поиск. Пока не удавшийся. Eще не открытое «белое пятно». Тем интереснее (небось не забыли еще словосочетание «жгучая тайна»?)
К сожалению, другие работы в этом смысле проигрывают.
…Благодатный материал — история адмирала Колчака. Но его слава, его трагедия в иркутском фильме меня не задели.
Что-то вроде: а теперь мы ту трехрядку повернем другим концом.
Повернули. Было: «по ленинским местам», стало: «по колчаковским…» Скользит камера: здесь он венчался, здесь — сидел в тюрьме, здесь, на берегу, — его расстреляли… Малоинтересные рассуждения казачьего атамана не делают адмирала Колчака (человека во всех смыслах незаурядного) более понятным нам. Чего стоит аргумент атамана: «так народ говорит»? По фильму: лишь казаки — духовные наследники адмирала.
Встреча с рыбаком, который забрасывает удочку на том месте, где расстрелян Колчак. Авторы размышляют: человек ничего об этом не знает. А может быть, боится? Мотив «страха» не настоящий, никак не вытекает из логики фильма. Почему бы, например, не допустить, что дед этого рыбака воевал на стороне красных? Или погиб в одном из колчаковских «эшелонов смерти»? Или его зарубили под Иркутском накануне капитуляции адмирала, как это случилось с нашим земляком — фельдшером из села Демьянское Федором Дорониным?
Словом, фильм хотя и цветной, но по-прежнему — одноцветный.
Смотрю фильм за фильмом. И не всегда обнаруживаю сюжетный ход. Eсть какая-то композиция, чередование эпизодов. Нет драматургии. Это касается и красивого фильма челябинцев о строгановском храме (правда, к Сибири он может быть отнесен лишь постольку, поскольку Eрмака снаряжал Строганов).
И благородного по теме и замыслу фильма о поисковом отряде «Долина», собирающем останки павших воинов под Мясным Бором. (Eсть вычерпывание воды, копание в грязи, есть труд — нет поиска, нет интриги. Между тем в день, когда показывали этот фильм, отряд «Долина» нашел под Мясным Бором пропавшие документы 2-й Ударной армии, в том числе неизвестное письмо Власова Ворошилову — вот совпадение!)
Касается упрёков бессюжетности и лиричности фильма омичей о композиторе Шебалине. Томичей — о Потанине (обилие вполне современных, но тяжеловесных цитат о противостоянии центра и регионов не делает борьбу сибирских автономистов во главе с Потаниным зрелищнее и понятнее).
Правда, иногда встречаются замечательные детали- затерявшаяся на окраине Томска улица Потанина (как не вспомнить на дальнем берегу Верх-Исетского пруда ряд домиков — улица Татищева!)
Но тут же обращаешь внимание на мелкие исторические огрехи: «вольнонаемный» вместо «вольноопределяющийся» (фильм «Ошарашенные»), «верховный главнокомандующий» вместо «верховный правитель». Мелочи, я понимаю. Но из мелочей ткут историческое полотно.