В 1991 году Рижский ОМОН был подставлен…
Латвийская республиканская прокуратура объявила о намерении предъявить обвинение 160 бывшим рижским омоновцам, причастным к событиям 1991 года. По мнению прокуратуры, на совести «черных беретов», как называют в Латвии ОМОН, семь человеческих жизней. Большинству членов отряда решено предъявить обвинение по статье 59 Уголовного кодекса Латвии за действия, направленные на свержение государственной власти.
Врагом Латвийской Республики отряд милиции особого назначения стал в январе 1991 года после трагической перестрелки у МВД, в результате которой Пять человек погибли, восемь были ранены. Все эти годы о событиях тех дней прокуратура предпочитала не высказываться. Слишком много белых пятен в них было. Лишь журналисты каждый год к очередному январю подбрасывали новую порцию сенсационных фактов. Так, неожиданно обнаружилась слишком активная роль в тех событиях дружинников национальных сил самообороны. Стало известно, например, о присутствии тогда в Риге большого отряда группы «Альфа».
К январю 1996 года бывшие следователи Латвийской прокуратуры, причастные к началу расследования, а позже от него отстраненные, дружно пришли к выводу, что ОМОН в январе 1991 года был намеренно подставлен, что силовые ведомства бывшего Союза с помощью своих агентов в Риге готовили широкомасштабную провокацию, целью которой было введение президентского правления в Латвии. В этой провокации «черные береты» должны были сыграть роль и исполнителя, и жертвы. Знали об этой провокации, может быть, только командиры ОМОНа.
Когда сценарий провалился, на отряд легли все обвинения в случившемся.
Осенью 1991 года, опасаясь новых провокаций, латвийские власти сделали все, чтобы вывести отряд из Латвии. В том числе были даны письменные обещания не применять к омоновцам репрессий, если они уйдут. В ответ на эти обещания ОМОН как боевая единица покинул Латвию. Спустя годы командиры отряда благополучно обустроились в Москве, а рядовые омоновцы, уволенные из милиции, вернулись в Латвию, где у них остались квартиры и семьи.
Известие о готовящемся против всего состава отряда процессе застало их врасплох. Дремавшие уже пять лет органы правосудия вдруг заторопились. Часть омоновцев взята под стражу. Обвинения выдвигаются в такой спешке, что происходит путаница. Известен случай, когда вместо одного омоновца чуть не арестовали его однофамильца из полиции.
Похоже, прокуратура в очередной раз нашла крайних.
***
фото: