X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Перевернув тридцатую страницу

В новом году популярная в Тюмени юбилейная отметка равна цифре 30. И зря ехидничают коллеги из нескольких «электронных» органов и старушки печати. Увы, пресса всегда и везде наступает на одни и те же грабли — неглубоко пашет. Нынешняя тюменская «тридцатка» родилась в годы первого прорыва города и области к новым технологиям и формам жизни, связанным с открытием и освоением «энергии века».

Вот и МОУ N 14 (привыкайте, граждане, — не средняя привычная . школа, а муниципальное образовательное учреждение) завтра отмечает свой юбилей. Хорошие школьные здания строили тогда, удачно выбирали место. На старинной улице Ялуторовской, под сенью больших древ. Правда, сегодня наш дикий капитализм уже порядочно искромсал окружающую красоту, но дум светлых и юных надежд дерзанье еще ощутимо в этом красивом месте Тюмени.

14-я всегда входила в группу известных школ, хотя и была несколько в тени 21 -й и 25-й. Но она всегда готова назвать длинный список своих знаменитых выпускников, в котором причудливо сплелись судьбы прокуроров и актеров, ученых-гуманитариев, чиновников и деятелей научно-технической интеллигенции. А больше всего училось здесь так называемых простых ребят из частных деревянных «особняков», в свое время кучно окружавших школу вплоть до лога у клуба железнодорожников.

Eе первый директор, Леонид Григорьевич Перминов, что называется, на своем горбу вытащил ее на оценку «отлично».Так записано в акте о приемке здания, и его роль в этом не меньшая, чем строителей. Тогда еще много людей знало истинный смысл «работать на совесть», я и сам первую квартиру получил в кирпичном здании у Дома обороны постройки тех же лет (спустя десять). И не было трещин в полах, и сантехника работала нормально, и оконные рамы не «косились» на хозяев… Да ладно, времена не выбирают.

Но первый директор был не только хорошим хозяйственником, при нем подобрался ровный и сильный коллектив учителей, и это стало традицией. Это вспомнила К. Ардова, отличник просвещения, ветеран. В своих заметках она назвала всех своих коллег, мастеров и «прекрасных учителей: супругов М. и С. Загваздиных, Т. Велижанину, В. Куликову…».

Первые ученики пришли из разных школ, что всегда чревато сложностями и конфликтами. 14-я сразу же взяла курс на общеполезные дела и новинки в воспитательной работе. Это сейчас хорошо знакомы поисковые занятия детей родной историей, судьбами ветеранов войны и труда. А тогда, пишет К. Ардова, была заложена добрая основа для школьного музея боевой и трудовой славы жителей своего микрорайона. Восстанавливались биографии, записывались рассказы бывалых людей, собирались документы. Энергии старшей пионервожатой Л. Осипенко хватало и на долгие походы по родному краю,и на развитие художественного творчества питомцев. Были, конечно, и барабаны, реяли и красные знамена, но и часто это было и к месту, и к делу.

Кстати, ветераны школы отмечают еще одну традицию -стремление к чистоте и образцовому порядку, насыщенность уроков наглядными пособиями и техническими средствами. Свою работу в 14-й К. Ардова считает «как самое интересное и плодотворное время» в своей жизни. За школой установилась прочная репутация настоящего «дома знаний». Председатель совета ветеранов (50 лет стажа, 29 лет в 14-й) В. Чёлышкина особенно отмечает учителей начальных классов. Это они (А. Попцова, А. Ренева, E. Симонова и другие) отдавали себя целиком ради счастливых глаз своих младшеклассников, были для них единственными и родными. Мы знаем, как строги обычно ветераны к тем, кто трудится после них. И вот я читаю у В. Чёлышкиной, что и сегодня 14-я держит марку, и ее ученики, учителя, администрация вместе с директором С. Дубонос «превратили школу в изящный педагогический храм».

Л. Перминов отмечает, что 14-я первой в Тюмени ввела кабинетную систему, в среде учителей властвовал творческий дух, работать было просто интересно, на педсоветах не только занимались текучкой, но и вели полезные дискуссии по свежим публикациям, быстро осваивали новые педагогические новинки. Известный всему городу учитель М. Отрадных пишет, что все 10 лет работы в этой школе ее «всегда окружали и окружают умные, грамотные педагоги». А В. Куликову, М. Шебалину, К. Некрасову она оценивает словами Гельвеция: «Учителями должны быть лучшие люди общества». И они «творили чудеса».

И вот легкий укол — уже в мою память. Листаю страницы рукописи одного из лучших сегодняшних учителей 14-й, выпускницы моего университетского филфака E. Кучеровой, кстати дипломанта недавнего областного конкурса «Лучший учитель года». Половина ее жизни здесь, во втором, а когда и в первом, доме. Как разделить?

«Я в эту школу все время воз вращаюсь, как домой после долгой разлуки, — пишет Eлена Ильинична. — Радуюсь, когда в нее приходят уже мои бывшие ученики. Это когда они ведут уже своих детей к нам. Значит, помнят и верят, и любят». Не выписываю, простите, фамилий, они все те же. Но есть интересные штрихи: «В школьном театре под руководством М. Отрадных я впервые ощутила вкус звучащего слова. А потом студенткой пришла на практику снова к ней. И впервые поняла, что значит ответственность за чужие судьбы и души, что значит свобода мысли». А это значит -никогда не подавлять индивидуальность своих учеников.

У E, Кучеровой уже были другие вожатые. Это уже Ира Черепанова вместе со школьным комсомолом возродила свой КВН задолго до его «второго пришествия» на наши телеэкраны. Она соревновалась в команде старшеклассников со своими учителями, и слава Богу, что не нашелся нечестивец, закричавший «крамола». Тем более что ребята перед решающими играми даже ночевали в школе.

Сегодня в 14-й есть свой «зеркальный зал», там проводят красивые праздники, встречаются в литературно-музыкальной гостиной. Там завтра будут чествовать победителей только что закончившегося в Калининском районе конкурса «Лучший учитель года-96». Первые два места заняли учитель музыки СШ N 14 Г. Янбаева и преподаватель истории И. Коптяева. Как чествовали там же год назад лауреата этого конкурса E. Вешкурцеву — из своей школьной династии учителей.

…Их много, памятных альбомов у выпускников 14-й, хранящих ее «дух настоящей интеллигентности, взаимного уважения и благодарности своим учителям» (из записей). И три слова, три спутника — на всю оставшуюся жизнь: «Помни. Люби. Верь». Наверное, это главное, что оставила им родная школа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта