X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюмень — город портовый

Пристанская, Госпаровская, Пароходская… Уже названия этих улиц говорят о том, какую роль в развитии Тюмени играл водный транспорт и речной порт. Город, возникший на пересечении торговых путей, был и остается крупнейшей перевалочной базой.

С развитием парового судоходства тюменские купцы и промышленники, несмотря на обилие частных пристаней на берегах Туры, стали добиваться устройства большой городской , пристани для, общественного пользования. И 11 мая 1896 года после бурных дебатов Тюменская городская Дума приняла решение: «Устроить для специальной надобности городскую пристань на участке, лежащем рядом с пристанью «Трапезников и сыновья» для того, чтобы дать возможность пароходствам, не имеющим своих пристаней, пользоваться ею…».

В начале XX века к пристаням от станции Тюмень была проложена железнодорожная ветка. Газета «Вся Тюмень» писала: «С июня в Тюмень начинают приходить пароходы, буксируя за собой огромные баржи — миллионы пудов хлеба, кожи, шерсти, пушнины. Наибольшее оживление наблюдалось на товарных пристанях во время Тюменской ярмарки». Правый берег Туры, начиная от городской водокачки, был застроен пристанями на протяжении версты. Правда, о механизации погрузочно-разгрузочных работ говорить тогда не приходилось, груз в основном перемещался при помощи тачек.

Первая мировая воина vi последовавшая за ней гражданская привели к резкому сокращению речных перевозок. Из-за нехватки денег слабо развивалось портовое хозяйство и в двадцатые годы. Только в 1934-1935 годах на пристани Тюмень появились первые пластинчатые и ленточные транспортеры. Постепенно возрос и грузооборот, а накануне Великой Отечественной войны пристань уже работала в три смены.

Круглосуточно кипела работа в Тюменском порту и в годы войны. Многие речники ушли на фронт и не вернулись: бригадир грузчиков Т.Сизиков, диспетчер Д. Кулаков, грузчик К.Гусев…

В послевоенные годы развитие пристани продолжалось. Был введен в эксплуатацию причал для перевалки угля с железной дороги на водный транспорт, сооружена повышенная железнодорожная ветка с ленточными транспортерами в подземных траншеях, появились первые плавучие краны грузоподъемностью полторы и три тонны.

В 1958-1959 годах сооружается деревянный ряжевый причал с портальным краном «Ганц» грузоподъемностью пять тонн, внедряются автопогрузчики, в 1960-м начато строительство трехсотметровой причальной стенки.

Значительно возрос грузооборот Тюменского порта с началом освоения нефти и газа. В 1968 году введены в эксплуатацию кирпичный склад с широкой рампой, бытовые помещения с медицинским пунктом и душевыми, механические мастерские, гараж.

Наивысший грузооборот порта был достигнут в 1985 году и составил около трех миллионов тонн. В 1988-м были начаты работы по реконструкции причальной стенки, в начале 90-х смонтированы два новых тридцатитонных портальных крана и два плавучих, построены два благоустроенных дома для портовиков (свыше 200 квартир).

К сожалению, годы перестройки и экономических реформ не привели к увеличению добычи нефти — и, как следствие, объемы работы Тюменского речного порта, главной задачей которого было обеспечение завоза грузов на Север, резко уменьшились. Тем не менее сегодня порт работает стабильно. Надеюсь, что его уникальные возможности в полной мере будут востребованы с оживлением экономики нашей области и всей России. Тюмень должна иметь свой порт.

Милий Александрович Закон -генеральный директор ОАО «Тюменский речной порт»

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта