Предпраздничным вечером в гостях у «Лысой певицы»
Какое хорошее солнце играет с нами на тюменских улицах с начала марта! Получается этакая холодная «сауна», поскольку бьющие лучи уже немного растапливают верхнюю (ну очень мерзкую) корочку тротуаров, и даже газовая атака от забитых железками дорог в центре нашего города переносится легче. Бензиновый дурман побыстрее улетает вверх. Eще бы побольше мужских озабоченно-радостных лиц, еще бы побольше букетов в их руках — и особая атмосфера праздника Веры, Надежды, Любви с нами…
Очень хорошо, что в странном зуде нынешних разборок и переделок не похерили День 8 Марта. Он очень даже на своем месте, ибо у нашей весны — женское волнующее начало, способное по-своему подарить миру нежность и ласковое слово.
В канун праздника в Тюменском государственном театре кукол и масок последний раз в этом «золотом» юбилейном сезоне (ТГТКиМ — 50 лет) воспарила над нашей пошлостью и зачумленностью в дивных переливах под a capella Она — ее величество Любовь, осветила своим волшебным фонарем наши задерганные лица и исчезла, как блоковская незнакомка. Не звала, не видела, не узнала… но почему же сердце стало яростно размывать гнусные тромбы рутинной тоски?
Пятый сезон живет на этой сцене сценический гротеск режиссера-постановщика С. Кузина, сценография А. Качалина, по абсурдистской трагикомедии великого маэстро европейских подмосток, румыно-француза Эжена Ионеско «Лысая певица». Сам мэтр не так давно покинул нас на 81-м году жизни, оставив богатое творческое наследие. Одна из, жемчужин -вышеназванная пьеса, рожденная аж в 1950-м году.
Правда, тюменский спектакль еще, может быть, покажут на VI региональном фестивале кукольников, который принимает наш город, власти вроде бы деньги выделили, заявки прислали аж из Австралии. Но «Лысая певица» явно не хочет уйти из репертуара. Иначе зачем так вдохновенно и ярко блистал на этом прощании ансамбль актеров, превратив парадоксы нелепой жизни псевдоанглийских обывателей в комический розыгрыш наших причуд и перевертышей, дабы очиститься и узреть свое истинное, очеловеченное лицо в свете фонаря с дрожащей свечой, сжигающей скверну?
И свершили это чудо преображения прекрасные актрисы, чье лицедейство в сей предпраздничный день отчасти напоминало энергичные женские хлопоты по уборке наших домов и квартир, когда все вверх тормашками, перепутано в беспорядке, чтобы вскоре стать ладом и доброй гармонией бытия. Нет, я нисколько не умаляю достоинств их партнеров: Ю. Федорова (мистер Смит), Н. Тарасова (мистер Мартин), В. Коростелева (брандмайор). Просто в этот раз засл. арт. России И.Кузиной (миссис Смит), засл. арт. Н.Вальтонс (служанка Мэри), арт. Л. Удаловой (миссис Мартин), О. Линенко (певица) «захотелось» продемонстрировать победительные возможности женской логики над расписанным до зеленой тоски мужским током жизни с его политиканством, раздутыми щеками и спесивыми «прынсипами». И пускай мужчины преобладают в руководстве, краснобайствуют в парламентах, заключают сделки, рядом громко играют в «козла», пускай думают, что они хозяева и вершители жизни. Пускай бравый брандмайор рассказывает свои странные анекдоты, но последнее слово остается за миссис Смит. Именно ее история при всей своей алогичности ставит заигравшихся мужей на место. И снова персонажи отбивают руками и ногами ритм свихнувшегося времени, в котором спутаны все часы и минуты, но лишь героине доверено ставить точку — сообщать 9 часов настоящего реального времени.
Eще одна странность этого неистощимого на выдумки и трюки бурлескного действа, отмеченного оригинальным и живым философствованием в эмоциональных и очень даже человечных образах-эйдосах, символах- местная пресса его практически не почтила своим вниманием. Даже не попыталась хотя бы вступить с ним в диалог.
А между тем уровень постановки сделал бы честь очень даже громким ныне коллективам. Ведь С.Кузин нашел свое решение, свое видение одномерного человека, чья история началась в свете первых зрелищ столь удачно угаданного Э.Ионеско потребительского общества и еще не кончила, ибо он пока еще держится, приспосабливается к фишкам уже эпохи информационной !Эхнотронии, особо налегая на свой персональный компьютер по части блока электронных игр.
Вот эту-то иллюзию блаженного почивания новых серых людей в кущах электронного рая и развивают наши актрисы, своим чутьем, как Гарри Каспаров, берущие верх над суперсовременными компьютерными монстрами, в которых мужчины души не чают как в еще одном способе обладать и повелевать этим миром.
Поэтика театра гриммасок, просто масок и фигур, хорошо представленная во вступлении ведущей спектакль Л.Чмутиной, точно соответствует духу «Лысой певицы», ее условным «силкам» и уловкам, карте вывернутого наизнанку бытия. Но еще больше ее раскодируют для зрителей гротескно-психологические характеры и краски наших актрис. Они владеют ими на самой грани европейского авангарда, но не пережимают, «видят» всегда второй реальный план, побуждая обыденное не затеряться в лабиринте нашего существования.
Экспрессия И.Кузиной тормошит жизненные силы Л. Удаловой, но этому дуэту не столкнуть с места ждущую своего часа Н.Вальтонс, распознавшую в метафоре любовного огня бравого брандмайора новый поворот в судьбе. Но герой боится перемен, ему спокойней за входной дверью, которую миссис Смит собственноручно возвращает на привычное место. Только сердцу не прикажешь, створки сломанных часов раскрываются, и лысая певица — метафора затоптанной, заплеванной обывателями настоящей и высокой любви — зовет застывшие фигуры механистичных человеков вспомнить, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли…».