Раскол инициирует Тюмень?»..
Отчет о заседании областной Думы мы опубликовали неделю назад. Но интересно взглянуть на событие с заинтересованной — северной — стороны. Поэтому материал нашего коллеги из Новостей Югры» печатается почти без правки.
Никогда не видел столь короткого заседания представительного органа власти. В повестке дня было всего четыре вопроса. Причем на решение первых двух депутатам Тюменской облдумы потребовалось не более 1-5 минут, поскольку предварительно они были обсуждены на комиссиях: «О выборах депутатов областной Тюменской Думы» и «Об областном законе «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Тюменской области».
Одним решением депутаты уже на законном основании определили выборы в облдуму на 12 декабря 1997 года (ранее подобное решение принималось без достаточно прочных оснований). Другое решение узаконило проведение, например, выборов в Тюмени городской Думы 17 марта, впрочем, теперь на законном основании могут проводиться и выборы в других территориях юга области. Два других вопроса на заседаниях постоянных комиссий решить, как видно, не удалось, и депутаты довыясняли отношения на пленарном заседании.
Eсли говорить о предыстории появления одного из «спорных» вопросов, выглядит это так: на прошлом заседании облдумы к концу рабочего дня появилось и было утверждено обращение к президенту РФ, Госдуме РФ и Совету Федерации (далее «обращение») с призывом вмешаться и «единить» область.
У председателя облдумы Н. Барышникова по поводу этого документа появилось много сомнений в целесообразности, в аргументации и так далее, и он обратился к депутатам представительного органа власти области с просьбой отменить это постановление (и фактически «обращение»).
Аргументация за поддержку предложения Н. Барышникова была такая: принят ряд важных документов, облдума обратилась в Конституционный суд с просьбой решить проблему о единстве, готовится ко второму чтению закон об отношениях области, края и входящих в них округов… Это же обращение, направленное-для сбора подписей избирателей на территории округов, ничего не даст, кроме нового витка напряженности.
Аргументы против предложения Барышникова были весьма любопытны: надо же что-то делать для единства области, «кашу маслом не испортишь». А один из депутатов от Ханты-Мансийского автономного округа -Г. Поляков — даже обещался собрать подписи своих избирателей под это обращение. Прения по этому вопросу продолжались до тех пор, пока депутат Г. Поляков не обиделся, заявив, что кто-то здесь лукавит. И, приостановив на время пленарное заседание, депутаты отправились на закрытое совещание.
Примерно через час заседание вновь было продолжено, и депутатский корпус быстренько решил этот вопрос не рассматривать. Практически такая позиция означает, что пресловутое «обращение» получило ход и будет включен механизм сбора подписей. Причем у автора сложилось впечатление, что не все депутаты облдумы ожидали именно такого решения: по результатам голосования на только что проходившем заседании голосов за принятие предложения Барышникова, казалось, было больше. Чем таким может очаровывать господин Поляков и его сторонники на закрытых совещаниях? Итак, в силе осталось постановление с пунктом, гласящим поручить председателю областной Думы Барышникову Н.П., главе администрации области Рокецкому Л.Ю. довести обращение с подписями жителей Тюменской области в его поддержку до президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации в срок до 15 апреля 1996 года.
И наконец, последний вопрос, в повестке дня он был сформулирован так: «Об областном референдуме о единстве Тюменской области».
Интересно ведь было посмотреть, как же будет сформулирован вопрос, достойный внимания жителей нашего региона: «Вы за единство Тюменской области или против?». Eсли «да», то что? И если «нет», то что? Какую юридическую силу имеют эти ответы? И вообще, какие основания для постановки такого вопроса? Ханты-Мансийский округ, например, не объявлял о выходе из области ни в едином документе.
Действительность оказалась еще более странной. В проекте постановления были предложены формулировки: «Считаете ли вы., что территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, входящих в состав Тюменской области, являются частью территории Тюменской области?». «
«Считаете ли вы, что население, проживающее в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, входящих в состав Тюменской области, является частью населения Тюменской области?».
Ну хорошо, не все депутаты облдумы имеют юридическое образование, но есть же тюменские правоведы, понимающие что предложенные вопросы есть не что иное, как толкование Конституции РФ, действо, положенное по правилам только Конституционному суду Российской Федерации. Следовательно, население целого округа постанов кой этих вопросов подталкивают к нарушению статей Основного Закона, принятого на референдуме всей страной.
В прениях депутатов по этому вопросу прозвучали такие аргументы: «за» и «против».
Решения референдума не будут иметь законной силы.
Референдум может не состояться, потому что округа на законном основании откажутся проводить их на своей территории.
Поскольку округа откажутся проводить референдум, это можно будет использовать как политический козырь, будет ясно, кто «раскольники».
Референдум будет стоить больших денег.
Мнения социологов по итогам референдума весьма неоднозначны.
В итоге после обсуждения две трети депутатов облдумы согласились с тем, что этот вопрос с обсуждения следует снять.
Однако это не означает, что окончательно. Между прочим, позиции округов остаются прежними — оставить «статус кво» (существующее положение), жизнь покажет, как быть дальше.
Но и в облдуме нет единства по этому вопросу. Вообще, создается впечатление, что этот вопрос мог бы и не возникать, если бы кто-то его постоянно искусственно не возбуждал. Почему? Вернемся к тексту обращения которое предлагал снять Н. Барышников.
«Интересы тех, кто подогрева ет политику тюменского сепаратизма, понятны. Те, кто наделен властью, становятся полными хозяевами на своих территориях и подчиняются только центру. Это означает самостоятельное распоряжение бюджетными средствами, природными ресурсами могучей экономикой, которая создавалась в этих регионах усилиями не только всей России, но и всего бывшего Советского Союза».
Вот ведь в чем секрет «тюменского сепаратизма» — быть полным хозяином на территории и подчиняться только центру. И слова «тюменский сепаратизм» -не случайны, именно тюменский. Из областного центра постоянно идут инициативы — то подчинить нефтяные города областному центру, то возникает проект «Тюменской республики»,то инициируется антиконституционный, по определению многих юристов, закон об Отношениях областей и входящих в их состав округов… А теперь вот референдум — кто придумал?
Не устраивает позиция округов — нужно не усугублять неясность, заложенную в Конституции, а постараться построить отношения субъектов федерации на договорной основе.
«Нужно быть полным хозяином на этой территории». А если это нарушает Конституцию — что ж, тем хуже для нее?..
Искренне жаль, что не было на этом заседании губернатора Тюменской области Л. Рокецкого, хотя он и был приглашен. Была у него прекрасная возможность убедиться в том, что называемая цель (единство Тюменской области) и истинная цель (быть Тюмени полным хозяином на территории трех субъектов федерации) — не одно и то же. И, называя одно другим, можно только получить путаницу в мыслях, мнениях и действиях (что, собственно, и произошло на последнем заседании областной Думы). Между прочим, согласился бы Леонид Юлианович, чтобы ради сохранения единства Тюменской области (в его трактовке) всем этим регионом руководили из Салехарда или Ханты-Мансийска?
Словом, сегодня из Тюмени звучат голоса, обращенные к округам: либо отделяйтесь, либо подчиняйтесь! Это ради чистоты рядов и ясности взаимоотношений?
Ну хорошо, при существующем положении юг Тюменской области получает около полутора триллионов рублей от Ханты-Мансийского округа. Может быть, столько же от Ямала. Плюс дотации из федерального бюджета. Допустим, округа выйдут (как настаивают желающие определенности тюменцы) из области. Значит, ее бюджет лишится примерно трех триллионов рублей. Другой заманчивый для тюменского чиновничества вариант решения вопросов: область забирает права округов — один субъект федерации вместо трех. Область лишается федеральной дотации — около 600 миллиардов рублей. Правда, когда областной центр начнет перетаскивать эти деньги с Севера. Пойдет экономия на благоустройстве нефтяных городов, на строительстве, как это было раньше. И вновь рост социального напряжения на Севере, в главной нефтяной кладовой страны? Вот это уж действительно может дорого обойтись федерации. Так что же главное — амбиции тюменского чиновничества или более или менее стабильный уровень жителей всей Тюменской области?