Спокойные выборы — как хорошо!
Воскресенье, 17 марта. Выбираем городскую Думу и мэра. Школа N 62, что во втором Заречном. Тут два избирательных участка: 83 и 84. Захожу в полдень. Два милиционера в фойе прогуливаются. Толстая урна. Кабины. Приходит народ по одному, мелкими группами. Берут бюллетени…
Взял и я свои. Пока ищут мою фамилию, смотрю в списки. Проголосовало значительное количество населения. На листе с моей фамилией более половины избирателей уже расписались в получении бюллетеней.
Что непривычно в современных выборах — это их неспешность и спокойствие. И отсутствие очереди в буфете со скучающей работницей общепита.
Я, частый член прежних избирательных комиссий, хорошо помню, как было раньше. Сколько нервов тратилось в процессе выборов «избранников народа» — ужас!
Помните, был целый «институт» агитаторов. Они обходили дома и квартиры и составляли списки избирателей, будто домоуправления не имели таких списков. Делалось это вечерами, когда хозяева возвращались с работы, или в выходные дни. В день выборов у агитаторов была самая «собачья» жизнь. Они сидели на избирательном участке, время от времени справлялись о ходе голосования «своих» избирателей. И если те почему-то мешкали с явкой на участок, надо было бежать и поторопить. Иной раз бегать приходилось не раз и не два.
Eще бы: было негласное «соревнование» избирательных участков — чьи избиратели раньше проголосуют. Сведения регулярно поставляли в «штаб» наверх. И если на нашем участке голосовали недружно, агитаторы веером разбегались по «своим» улицам и домам. Я тоже бегал, бывало…
Партийные секретари как ужаленные метались с какими-то бумагами. Как же: за проведение выборов им будет сделана политическая оценка, всему коллективу — тоже.
Обязательным атрибутом избирательного участка был буфет, в котором ради всенародного праздника «выбрасывали» вареную водянистую колбасу и апельсины и в котором всегда была очередь. Это считалось в порядке вещей. У входа на участки устанавливался мощный динамик, гремели бравурные марши и славящие правящую партию песни и гимны…
Весело избирали и нервно… Что и говорить!
Во время переписи избирателей и в день выборов случались нередко квартирные или домовые, а то и уличные, «забастовки». Люди заявляли, что не пойдут на выборы, так как на их улице не работает водопроводная колонка, в их доме то и дело гаснет свет, в их квартире упала с потолка штукатурка… Агитатор должен был доложить об этом «по инстанции» для принятия мер. И, надо сказать, меры принимались.
Помню, как-то в середине 60-х годов в поселке РТС плохое было водоснабжение, так еще за месяц до выборов машинами развозили воду по домам каждому хозяину — хоть залейся. Правда, на другой день после выборов водовозки исчезали. Потом какой-то депутат побеспокоился, и водопровод там сделали понадежнее.
Теперь как-то научились жить без «забастовок». И заботушка главная у организаторов выборов, чтоб кое-как набрать 25 процентов избирателей, необходимых по Конституции.
Однако в пятницу, 15 марта, я был свидетелем настоящей забастовки горожан, когда жильцы общежития по ул. Тульской перекрыли ул. Республики. Наш автобус резко свернул влево. Все приникли к окнам — что такое? Оказался кто-то уже знающий: стена упала в общежитии, народ требует мэра для переговоров.
Нашелся и шутник:
-А, знаю я этот дом. Eго жильцы ту стену всем общежитием нажимали, чтоб скорее упала!
— Молчи, олух! — одернули его.
— Пожил бы там, не это бы заговорил…