X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Жил–был художник…

Переступая порог Тобольского музея или музея изобразительных искусств в Тюмени, немногие ведают о том, что в основании их художественных отделов лежат «кирпичики», заложенные П,П. Чукоминым. Идеи и пример в организации художественных школ принадлежат тоже ему.

Поездки с багажом и в наше-то время — занятие весьма хлопотное. А представьте суету на вокзалах после гражданской войны: вагоны обступали мешочники, беженцы… И вот в обстановке всеобщей сутолоки и неурядиц, получив «добро» в Наркомпросе у А.В. Луначарского и Д.П.Штернберга, ходок из Сибири грузит ящики с 30-ю картинами и гипсами для просвещения своих земляков. А потом в одном из лучших зданий Тобольска — Мариинской женской гимназии, построенной на пожертвования горожан, он открывает музей изящных искусств и при нем художественную школу.

«Вечер. Тобольск во всем великолепии. Кремль на горе. Кругом лес, лес! Красота. Опять вижу тебя, родной город!» — писал художник В.И.Уфимцев (1899-1964) в книге «Говоря о себе», изданной в Москве в 1973 году. И далее автор рассказывает, что в 1921 году, через 15 лет отсутствия, он разыскал няню, а от ее родственника, «ушибленного» искусством, узнал, что в Тобольске есть музей. «Директор музея, старик Чукомин, принял меня, как принимают тоболяки, как можно принять старого друга, — вспоминал Виктор Иванович. — Он показал мне десятки своих жанровых картин, написанных в доброй старой манере».

Гость увидел в музее полотна Дубовского, Васнецова, Лентулова, Кончаловского, Розанова, Кандинского. «Я не предполагал, что этот старик, захвативший времена передвижников, так разбирается во всех новейших течениях — «бубновых валетах» и «беспредметниках», так чувствует «французов», которых мне еще не доводилось видеть в оригиналах».

После этой встречи неутомимый П.Чукомин сделал столь много хорошего для Тобольска, что чествование 30-летия его творческой деятельности 5 июня 1935 года вылилось в общегородское торжество. В актовом зале педтехникума — духовой оркестр, приветствия руководителей разных рангов, подарки, поздравления, премии, концерт. Скромный юбиляр, с которого бы писать портрет типичного русского интеллигента, едва находил ответные слова от охватившего его волнения… Потом снова уроки рисования, общественная деятельность, сочинение стихов, карикатур для газет и, конечно же, картины. Впереди выставки в Омске, Москве…

В одну из ночей 1938 года мечты художника разом оборвались. В дом вошли современные жандармы, наскоро перевернули бумаги, книги. Торопливо одеваясь, Пантелеймон Петрович как мог успокаивал сыновей: «Ложитесь спать, я утром приду». Он не вернулся ни на следующий день, ни в другое время.

Имя П.Чукомина, знакомого каждому тоболяку, вычеркивалось отовсюду. Аресту подверглись и картины. Их прятали в сырые и холодные кладовки вместе со всякой рухлядью.

В 1956 году в связи с реабилитацией художника по указанию Тюменского областного управления культуры была создана комиссия на предмет определения художественной ценности произведений и возможности их экспонирования. В Тобольске биографией П. Чукомина заинтересовался В. Мельников, в Тюмени — я. Поводом послужил случай. Ко мне, тогда главному хранителю Тюменской картинной галереи, обратилась женщина и спросила, есть ли в фондах картины П.Чукомина. Получив утвердительный ответ, Э.А.Ломтева, жившая в Саратове, сказала, что она знает человека, который в 20-е годы работал с Пантелеймоном Петровичем, и интересуется его дальнейшей судьбой.

Художников Тобольска к этому времени я уже знал. Только что прошли выставки, посвященные 50-летию советской власти. В общих чертах представлял и П.Чукомина как художника. Eго портрет, биографическая справка, перечень картин печатались в каталоге Первой выставки произведений художников Омской области, посвященной 20-летию Октябрьской революции.

Там же были перечислены картины П.Чукомина, представленные на юбилейный вернисаж…

П.Н.Лазутянский, окончивший в 1905 году в Петрограде то же, что и Чукомин, училище технического рисования барона А.Л.Штиглицам сменивший Пантелеймона Петровича в педтехникуме, сообщил, что в Тобольске, в доме, построенном Чукоминым, живет его жена. Иду в потемневший приземистый дом, что недалеко от кремля. Ираида Васильевна сидит под портретом в том же кресле, в каком ее написал муж в 1912 году. Оказалось, что кресло и всю мебель в доме хозяин делал сам. В другой комнате виднелись книги его личной библиотеки.

Слушаю рассказ и представляю прошлое как ожившее действо: синеблузники на сцене, на площади в 1918 году страстно выступает лидер партии эсеров В.К.Брешко-Брешковская. Eе сопровождает Г.Н.Потанин. Чукомин пишет с натуры портрет этого известного исследователя Сибири… Новицкий, муж И.Чукоминой, старается что-то дополнить, уточнить, но я его плохо слушаю. Однако он вышел за мной на улицу и попросил прийти сюда завтра снова, когда Ираида Васильевна уйдет на работу.

Новицкий (его имя и отчество я забыл) представился, что он родственник того Г.Новицкого, который написал книгу «Краткое описание о народе остяцком, сочиненное в 1715 г.» (Спб.1884), что он работал в музее, вместе с Пантелеймоном Чукоминым делал чум, который до сих пор стоит в экспозиции, что Чукомин активно хлопотал о сохранении памятников старины и архитектуры. А их уничтожали. За одну летнюю ночь сто тайно мобилизованных комсомольцев сломали кресты всех церквей города. В необезображенном виде осталась лишь колокольня: один из погромщиков сорвался с купола. Утром сотрудники музея увидели в Успенском соборе вместо роскошного иконостаса большую кучу обломков.

Новицкий рассказал также, что первая жена Чукомина умерла еще до революции. Ираида Васильевна ушла от Пантелеймона Петровича где-то около 1922 года, оставив двух малолетних сыновей. Художник под настроением даже написал картину «Я пришла». Сюжет ее таков: сидя перед мольбертом, живописец испуганно оглянулся — позади него с косой стоит смерть…

Картина «Мальчики у печки» биографична: изображены сыновья Виктор (1914 г.р.) и Петр (1916 г.р.). В начале 1970-х годов они пригласили меня в гости в Одессу. Был у них дважды.

Потом я разыскал учеников П.Чукомина в других городах. Из Ташкента прислал воспоминания бывший главный архитектор узбекской столицы, доктор архитектуры М.С.Булатов. В Вольске жил И.М.Лысенко, учившийся у Чукомина, а потом ставший его заместителем по музею изящных искусств. Они и все, кто помнил Пантелеймона Петровича, говорили и писали о своем учителе в самых доброжелательных тонах. Но были и такие, кто еще боялся говорить о страшных тридцатых.

К приближающейся дате -100-летию со дня рождения П.П.Чукомина (24 июня 1974 года) собралось достаточно материалов, чтобы выстроить биографию художника, педагога, общественного деятеля Тобольска. Однако было неясно, каким годом обозначить кончину Пантелеймона Петровича — 1938 или 1944?

В своих записках я сначала скорбную дату обозначал 1938 годом. Потом в печатных материалах все чаще стала появляться иная дата — 1944 год. Возможно, информация исходила от семьи Чукоминых. Ираида Васильевна, добивающаяся реабилитации мужа, рассказывала, что после войны к ним явился человеки, не представившись, кто он и откуда, сказал, что находился вместе с Чукоминым в одном из северных лагерей, что Чукомин тоже там занимался художеством и умер в 1944 году.

Конечно, мне и другим можно было справиться в органах. То ли устоявшаяся версия больше устраивала (все же умер своей смертью, да еще рисовал в лагере плакаты), то ли то, что в «застойные» времена эта тема вновь стала почти что запретной, а, видимо, и другие не хотели интересоваться трагической тайной.

Официальное подтверждение, что П.П.Чукомин был расстрелян в том же 1938 году, — меня глубоко огорчило. Проводили юбилейную выставку Пантелеймона Петровича в Тобольске, однажды там же собрались его ученики, спустя лет десять после юбилея отца на родину из Одессы приезжал Петр Пантелеймонович, был он и у меня. И мы не знали, что Пантелеймон Петрович покоится в Тобольске, на территории тюремного замка.

Так получилось, что новый дом И.В.Чукомина построила ближе к кремлю, который, как и город художник воспевал не только в картинах, но и в стихах. Музей, с которым тесно сотрудничал П.П.Чукомин, тоже «приблизился» почти что к самой могиле «переселившись» в еще недавно действующий тюремный замок.

Это меня сначала как-то удивляло. А потом привык.

Я шел по сумеречной Тюмени и размышлял: наверное, мы тоже стали узниками. Железные двери, решетки на окнах, мусорные ящики с помоек расставлены на главной улице Республики, быв шей Царской… Может, потому так и живем, что не стало П.П.Чукомина и ему подобных. А они были неравнодушными и честными людьми, и великими оптимистами. Не верили в возможность торжества зла, хотя и считались с ним. Одну из последних картин П.Чукомин назвал «Приговор приведен в исполнение».

***
фото: П. Чукомин, «Автопортрет»;П. Чукомин, «Хозяйка захворала»;И.В. Чукомина, жена художника;Портрет Д.И. Менделеева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта