Сказка для Пессимиста…
— Для чего тебе такие большие уши?
— Чтобы на них вешать большую лапшу!
(Сказка про Шапочку)
Мой постоянный оппонент навещает меня раз или два в неделю. Обычно в конце рабочего дня. И это хорошо. Потому что наши разногласия не всегда удается удержать в парламентских рамках. Не то чтобы мы таскали друг друга за вихры (да и какие уж там вихры, у меня еще хватит на одну драку, а оппонент и того не имеет). Но форма, в которую мы облекаем наши тезисы, адекватна лексике нашей трудовой юности, когда я работал в горячем цехе ЧТЗ, а мой друг служил в армии, потом занимался строительством.
В нашем бесконечном споре роли расписаны. Хотя мы ровесники, имеем аналогичное образование, но так уж сложилось, что друг мой — пессимист, порой скатывающийся до мизантропии, а мне, возможно, из духа противоречия, приходится исполнять не менее трудную, хотя и менее благородную (по утверждению поэта, тот, кто постоянно ясен, просто глуп), роль оптимиста.
Вот и намедни Пессимист ворвался ко мне с криками, что страну нашу уже продали (сам читал!), что производителя нашего задавили специально, чтобы превратить страну в сырьевой придаток, что отечественных товаров нет, а на рынке -одно заморское барахло…
К чести моего Пессимиста должен подчеркнуть, что память у него отменная, читает много, ночами просиживает у телевизора, так что примеры и цитаты рвались на моем столе, словно шрапнель. Пришлось объявить перемирие. До пятницы.
А утром в среду я вышел из дома и пошел не на работу, а в танцевальный зал, на только что открывшуюся оптовую ярмарку. В поисках аргументов в споре. То бишь отечественных товаров.
С утра, конечно, товаров и товаропроизводителей в зале было не густо — больше половины столиков пустовало. Но часам к одиннадцати народ подтянулся. Да и позднее все вносили и вносили коробки и ящики, раскладывали проспекты, открывали бутылки и резали колбасу.
Не подумайте, что кто-то сразу начал с банкета. Eсть такой способ ознакомления с продукцией. Дегустация называется.
Сразу оставлю за границами моего (и читательского!) внимания разноцветные коробки и упаковки с «ненашими» наклейками. Не хочу лить воду на мельницу Пессимиста. Иду по рядам. Камин из натурального уральского камня змеевика. Другие изделия из камней и хрусталя. Кухонная утварь из Каменск-Уральского. Светильники из Eкатеринбурга и Новокузнецка, сумки «под кожу» из Шадринска, холодильники из Златоуста, деревянные двери из уральского же города Реж и фарфор из тамошнего же Богдановича, даже колбасы и ветчина, мука и гречка… Урал, Урал, опорный край державы!
Итак, мой дорогой Пессимист не прав — товары наши, отечественные, в природе существуют. И в то же время мой дорогой Пессимист прав применительно к данной выставке — я с трудом обнаружил на ней тюменские фирмы и тюменские товары.
Вон, на снимке, башмаки, которые производит тюменский Л завод Сургутгазпрома. Только интереса у покупателей почему-то они не вызывают. На втором этаже, без особого, впрочем, ажиотажа, предлагали одежду, изготовленную в Ноябрьске. Была наша фирма, торгующая «Пепси». Предлагали свои товары (то есть не свои, конечно, а иностранные-заграничные-СНГовские) еще две торговые марки Тюмени: «ЛУКойл-маркет» и «Агрансимпекс»…
Стало быть, отложил я свои восторги и отправился промышлять информацию. И вот что выяснилось.
Организовала сию республиканскую (!) оптовую ярмарку Свердловская межобластная посредническая контора. Вела она какие-то разговоры с тюменскими торговыми руководителями, не всегда удавалось согласовать сроки, и наши уральские соседи приехали в Тюмень, сняли помещение танцевального зала и пригласили кого хотели. Услышали зов не только Eкатеринбург, Пермь, Уфа, Казань, но и Москва, и Санкт-Петербург. В том числе небольшое предприятие «Ост», которое производит комнатные и балконные антенны для телевизоров по очень приятной, на мой взгляд, цене — от 18 до 40 тысяч рублей.
Званы были сюда тюменцы или нет? Информация противоречивая. Представитель «Агрансимпекса» утверждает, что прочитал объявление на заборе и пришел сам, уплатив полмиллиона за два рабочих дня.
А наши славные деревообработчики — им нечего было тут показать? А наши заводы, большие и маленькие фирмы? Радио не слушают, газет не читают, торговать своим трудом не желают?
Я как-то писал, что тюменские предприятия предпочитают про сиживать в приемных нефтяных компаний, рассчитывая набольшие заказы, а воевать за место под рыночным солнцем, видимо, не способны?
Во всяком случае, впечатление такое, мой дорогой Пессимист, мой вечный спарринг-партнер в борьбе за светлое будущее всего тюменского человечества! Пока мы с тобой спорим: душат производителя или не душат, этот самый производитель сидит на солнышке, развеся уши, и ждет пленительного счастья.
Но уши, которые развешиваются с таким упорством и постоянством, годятся лишь для сушки лапши.
На рынок с ушами выходить опасно. Там требуются совсем другие части тела. Например, руки.