Пошли в гости — попали в Историю
Ага, вот он, дом на Ленина, 24… К нашему приходу все готово: чисто, прибрано. В парадном — аккуратно подстриженная голова лося, в кабинете -свежевыхлопанная шкура медведя. В гостиной раскрыт рояль.
Только вот хозяева куда-то вышли. Ну да не беда. Здесь есть кому нас встретить и развлечь беседой.
Полосатая красавица Феня, греясь у батареи, приветствует гостей тихим урчанием. А «посплетничать» о хозяевах выйдут служители этого храма семейного благополучия — музея «Дом Машарова».
Мы узнаем-, что Николай Дмитриевич Машаров женился на Eкатерине Eвграфовне Кухтериной по расчету, получив за ней немалое приданое. На эти деньги он смог купить особняк для будущей семейной жизни и основать чугунолитейный завод товарищества «Н.Д. Машаров и К» (ныне станкостроительный завод).
Но Eкатерина Eвграфовна была не в обиде. Родила мужу восьмерых детей, воспитывала их. Устраивала званые вечера (но не чаще двух раз в месяц -таковы были предписания тогдашнего этикета).
В общем, на жизнь они не жаловались. Хотя и считались семьей среднего достатка, однако средств хватало и на жизнь, и на меценатство.
Казалось бы, какое дело процветающему промышленнику до Общества взаимного вспоможения приказчиков города Тюмени? Сие покрыто мраком тайны. Известно лишь, что и этому обществу, и бедным учащимся частного коммерческого училища Колокольниковых, и детям солдат, погибших в войне с Японией, и многим другим находил нужным помогать обыкновенный капиталист Н.Д. Машаров. Может быть, поэтому в 1919 году, когда чугунолитейный завод был национализирован, рабочие спасли своего хозяина от расстрела.
Кстати, вещи производства этого завода мы найдем здесь же, в кабинете хозяина. Рукомойники, утюги, посуду и даже гвозди, пребывающие ныне в изогнуто-ржавом состоянии.
Да и много чем еще богат этот гостеприимный дом.
В детской разбили боевой лагерь бумажные солдатики, развлекавшие своих маленьких хозяев девяносто лет назад. На столе лежат прописи и тетради с пожелтевшими страницами и выцветшими чернилами. В углу — детская кроватка, плетеное креслице… Правда, непонятно, как здесь ютились все восемь детей Машаровых. Надо будет не забыть спросить в следующий раз. Заодно попросим продемонстрировать действие порошка от насекомых с кокетливым названием «Спокойной ночи».
Покидая дом-музей Машарова, оставим автограф в огромной амбарной книге в гостиной. Кто знает, может быть, и мы когда-нибудь войдем в Историю?