Не губите, мужики, не губите!
Возле Дома обороны я жила почти четверть века назад. Тогда он только обживался, и мы, жильцы, в основном молодые родители, старались обустроить свои дворы, чтобы было где погулять с малышами: высаживали деревья, старательно ухаживали за ними. Когда я переехала на другую квартиру, зеленые саженцы дружно подрастали.
А когда не так давно пришлось побывать в том районе, я не узнала свой двор: высокие могучие тополя, раскидистые клены буквально преобразили его. И хотя с другой стороны дома гнездились намозолившие глаз ларьки, а на кустах и деревцах развесили свой разномастный товар мелкие торговцы, здесь, во дворе, царила особая атмосфера покоя и умиротворения, и ты как бы отрешался от уличной суеты.
И вдруг — звонок в городской комитет охраны окружающей среды: в районе Дома обороны варварски спиливают деревья. Вместе с главным специалистом комитета Катей Соромотиной, выражаясь милицейским языком, выезжаем на место. Открывшаяся нашему взору картина буквально потрясла меня: вместо тополей — гладкие, без единой веточки, столбы, вместо кленов — уродливые, искореженные прутья, тут и там зияющие белыми ранами.
Подобная картина, увы, весьма типична для нашего города. Мы ее наблюдаем каждый годе наступлением весны. Те, кто призван ухаживать за деревьями, формировать их крону, удаляя лишние больные ветви, буквально калечат их, показывая пример варварского отношения к природе. Стоит ли удивляться, что и сами жители, которым «мешают» тополя, попросту спиливают их да еще обдирают кору, чтобы дерево погибло?
И тем не менее письмо, посланное после нашего вмешательства сразу в несколько адресов — комитет по охране окружающей среды, жилищно-ремонтный трест Калининского района, редакцию «Тюменской правды», — явилось несколько неожиданным для меня. Eго авторы, жильцы бывшего моего и соседних домов, выражали большую благодарность работникам ЖЭУ и треста за… заботу о них. Деревья, по их словам, настоящее бедствие: они затеняют окна, поэтому «в квартирах чернеют и мокнут углы, а в подвалах постоянно стоит вода, все там гниет, и разводятся комары».
Конечно, доля правды в этих словах есть. Действительно, деревья посадили без планировки, как это нередко делают и сейчас (а сколько мы просили сделать планировку!), все эти годы их не подрезали, и некоторые из них, растущие под самыми окнами, стали помехой. Но, как сказал поэт Полонский, «нет правды без любви к природе». Искалечили, изуродовали все деревья подряд, независимо от того, мешали они или нет, и не только тополя, но и клены. От такого «ухода» они нескоро оправятся и вряд ли зазеленеют нынешним летом. А ведь район Затюменки неблагополучен в экологическом отношении (как, впрочем, и весь наш город), и деревья, в первую очередь тополя, выполняют роль санитаров, помогая очищать воздух.
Моя знакомая с ул. Мельникайте рассказала, что в прошлом году их двор подвергся подобной экзекуции. И все лето люди, живущие на солнечной стороне, изнывали от жары, а бабушки — оттого, что нет тени, где можно посидеть, подышать свежим воздухом, посудачить.
Подрезкой деревьев в нашем городе занимается сейчас не только «Зеленстрой», но и бригады жилремтрестов, не имеющие, как правило, специальной подготовки. Они пилят и рубят все подряд, нимало не заботясь о сохранности деревьев.
В процессе проверки, проведенной комитетом охраны природы вместе с управлением жилищно-коммунального хозяйства, выяснилось, что даже руководители жилкомхоза не имеют представления о технологии подрезки деревьев.
Комитет охраны природы, наказав виновных, подготовил проект документа, который будет передан на подпись мэру и который обязывает жилкомхоз организовать обучение всех, кто занимается уходом за зелеными насаждениями.